Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по-видимому, радикально меняется. Педагоги, родители, другие воспитатели с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать. Действительно, согласно данным исследований начала 90-х годов, престиж чтения несколько снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями - играми, общением со сверстниками, просмотром телепередач и прослушиванием музыкальных произведений. Данные исследований конца 80-х - начала 90-х годов свидетельствуют о том, что значительная часть детей (до 33%) вообще не любит читать. То, что мы можем стать обществом `вторично неграмотных`, косвенно подтверждают и педагоги. В процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: `визуальная`, `видеокультура`, `электронная культура`. Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. Наверное, можно уже говорить о том, что в России набирает темпы процесс, который на Западе в 80-е годы был назван `кризисом чтения`. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. В `Хартии читателя` (1992 г.) - документе, с которым Международная ассоциация издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что чтение - это всеобщее право. Особое внимание здесь уделяется ранней встрече с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения. Приобщение дошкольников к книге и чтению возможно главным образом в семье и иногда в дошкольных учреждениях. Но, согласно данным исследования РГБ начала 90-х годов, посвященного изучению чтения, в семьях с детьми дошкольного возраста преобладает категория родителей, которые не заботятся о приобщении ребенка к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный просмотр телепередач и видео. Около трети родителей хотели бы приобщить детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания особенностей ребенка как читателя. Самая малочисленная категория родителей (около 22%) уделяет большое внимание развитию ребенка, иногда устраивает совместные семейные чтения. К сожалению, большинство родителей отличает низкая степень информированности о книгах для детей. Репертуар книг для семейного чтения недостаточно разнообразен, зачастую случаен, поэтическая подготовка дошкольников пребывает в плачевном состоянии. К сожалению, детский сад не в состоянии компенсировать проблемы семьи. Уровень компетентности воспитателя - сотрудника детского сада в проблемах детского чтения, как правило, низок. Даже в тех воспитательных учреждениях, где в программу обучения и воспитания входит приобщение детей к литературе, используются обычно небольшие по объему или сокращенные произведения разных жанров, с помощью которых невозможно привить любовь к книге. Другие, более компетентные, консультанты - библиотекари пока мало работают с семьями, где есть дети дошкольного возраста. В результате исследователи детского чтения констатируют тенденцию замедленного введения ребенка в книжную культуру. Cогласно последним американским исследованиям, в вопросах детского чтения `воспитателем, практически не имеющим себе равных`, является: телевизор. С одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему миру и тем самым стимулирует чтение. С другой стороны, порождает поверхностное восприятие информации. В результате способность детей к длительному сосредоточению при чтении утрачивается. На Западе педагоги признают появление `ленивых`, пассивных читателей, которые умеют, но не хотят читать. Исследователи отмечают, что влияние телевидения сказывается также и в том, что оно приучает потреблять готовые образы и схемы, и те, кто много смотрит телевизор, книгам предпочитают комиксы. У детей становятся все более популярными журналы комиксов, посвященные различным героям мультфильмов - медвежонку Бамси, черепашкам-ниндзя, маленьким пони и т.п. Таким образом, низший слой массовой культуры все более внедряется в читательский и зрительский мир ребенка. По мнению американских специалистов, успехи школьников в учебе зависят от времени, которое они посвящают просмотру телепрограмм. Выяснилось, что чем меньше времени они проводят перед телевизором, тем лучше учатся. Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависят духовное здоровье и будущее нации. Чтение рассматривается некоторыми социологами как `чуткий показатель состояния общества`. Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что детское чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. Вот почему во многих развитых странах проводится государственная политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для поддержки и стимуляции чтения детей и молодежи. В нашей стране проблема детского чтения долго не осознавалась как государственная задача. Государственные структуры управления до сих пор не уделяют должного внимания изучению системы `Ребенок - книга`, не признают приоритета детства в ряду социальных исследований и отказываются финансировать соответствующие проекты. У нас нет ни `карты детской культуры` (которая есть в Швеции), ни `карты детского чтения` (которая была сделана в Германии), ни специального института или хотя бы центра изучения детского чтения и книги для детей (которые есть во многих государствах). Опираясь на опыт развитых стран и богатую отечественную практику, в России нужно разработать как часть культурной политики политику в области детского чтения. Необходим целый ряд мер для того, чтобы, согласно подписанной нами Конвенции ООН, права ребенка на культурное развитие, в том числе на детское чтение, были не только признаны приоритетными, но и воплощены в жизнь. Вера Чудинова "Дошкольное образование" |