Слово `дизайн` стало для нас почти родным. Привыкли мы и к многочисленным объявлениям, предлагающим за полгода сделать из вас сертифицированного дизайнера широкого профиля.
Но так ли все просто? Чем занимается дизайнер? Что общего в дизайне, например, городской среды и ресниц? И какие специалисты нужны работодателям? Не вольный и не художник Долгое время восприятие дизайна в России и на Западе существенно различалось. К дизайнерам у нас относились как к вольным художникам, которые сидят и выдумывают `что-то красивое`. Иначе говоря, творят красоты ради. И сейчас нередко мнение, что дизайнер и художник - одно и то же. Это заблуждение вызвано тем, что многие знаменитые дизайнеры учились в художественных ВУЗах. Назвать современного дизайнера художником-эстетом нельзя. Не каждый дизайнер - художник, и наоборот. Несмотря на то, что специалисты обоих профессий отличаются творческим подходом к решению своих задач. Художник и дизайнер мыслят и воспринимают мир по-разному. В основе восприятия художника - образ. А для дизайнера в большей степени важен объем. Кроме того, он должен учитывать, например, такое понятие, как эргономика - соответствие утилитарных вещей потребностям человека. Скажем, высоту стола, угол наклона спинки стула, форму телефонной трубки или даже толщину ручки, которой вы сейчас пишете. Разницу подходов легко понять на простом примере. Вопрос: каким должен быть дизайн очков ночного видения для велосипедистов? Ответ художника: `Очки - элемент облика человека. Они должны дополнять его образ`. Ответ дизайнера: `Очки предназначены не для обычных, а для экстремальных велосипедистов. Ночью им приходится ехать по пересеченной местности с гор, разгоняясь до скорости 60 км/ч. На такой скорости турбулентный поток воздуха попадает под очки и вызывает сильное слезоотделение, а руки велосипедиста заняты`. Сейчас большинство людей хотят видеть вокруг себя и использовать именно красивые вещи. Вот в этом-то и кроется еще одна задача дизайнера: надо разработать такой дизайн, чтобы вещь была красивой, удобной и отвечала требованиям безопасности. К тому же, при выполнении заказа дизайнеры должны сотрудничать с заказчиками, прислушиваться к их пожеланиям. И поэтому бывает, что результат получается совершенно не тот, который задумывался сначала. А иногда приходится работать под диктовку работодателя - и хорошо, если воспитанного и со вкусом... `Наивно думать, что дизайнер занят одним `творчеством`. Он не только художник, он - менеджер дизайн-проекта. И отвечает за все: подписывает договор, разрабатывает несколько вариантов, вникает во все замечания заказчика (не всегда компетентные), улаживает конфликты, подбирает исполнителей. Поэтому быть творческой личностью в полном смысле слова - мало. Нужно обладать организаторскими качествами, ориентироваться на рынке, разбираться в юридических вопросах. Ведь бывают и спорные ситуации: заказчик не всегда прав`, считает Е.С. Межиборская, президент Национального института моды. Принципиально отличаются и институтские программы подготовки. Художников обучают в Академии художеств, где они много времени посвящают живописи и постановочному рисунку. А в Строгановском училище, откуда вышло большинство дизайнеров, студентов учат `чувствовать` конструкцию. Они изучают промышленный дизайн, интерьер и оборудование, мебель, керамику, стекло, ткани, моделирование одежды, монументальную живопись и монументальную скульптуру. Почему дизайнеры в дефиците? Во всем мире дизайн - неотъемлемая часть рыночной политики компании, необходимый инструмент конкуренции и успешного продвижения бренда. Яркий пример - газированная вода. Сама вода стоит пять рублей, а бутылка - тридцать. Вот так форма привносит дополнительную стоимость, которая превышает стоимость содержимого на порядки. От дизайна зависит прибыль. Дизайн - производная от маркетинговой стратегии фирмы. В зарубежных компаниях уделяют огромное внимание тому, чтобы маркетологи и дизайнеры работали в тесном контакте. И руководители многих крупных российских компаний, по образцу западных коллег, постепенно пришли к такой модели.
|