Однако тем, кто сталкивался с производством, хорошо известно, что изготовить товар - это лишь начало. Нужно уметь определить сегмент потенциального покупателя, разработать стратегию продвижения марки на рынке, знать, как создать `бренд`, оставить конкурентов позади: Другими словами - необходимо грамотно реализовать продукцию. Отдельных специалистов, которые бы знали, как это делается `по научному`, до последнего времени у нас практически не готовили. Все постигалось на практике. Но спрос рождает предложение. Наиболее предприимчивые ВУЗы, проанализировав ситуацию, открыли новые отделения. Сейчас в том же Национальном институте моды на факультете рекламы и маркетинга можно пройти обучение в области маркетинга и менеджмента индустрии моды. На факультете искусства и индустрии моды Университета Бизнеса и Искусства есть аналогичное отделение.
Особое место занимают программы второго высшего образования в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Государственном университете Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ). В МГУ - это двухгодичная магистерская программа `Менеджмент и теория моды`. В ГУ-ВШЭ обучение занимает от года до двух и имеет форму дополнительного профессионального образования по менеджменту и коммуникации в области индустрии моды. По окончании этих ВУЗов студенты получат престижные дипломы, но, главное, будут знать, как управлять продажами продукции, анализировать состояние рынка моды, формировать и закупать коллекцию.
Сегодня - не так, как вчера
Программами по менеджменту список нововведений в ВУЗах легкой промышленности не заканчивается. В последние несколько лет, а это совсем немного в контексте образовательного рынка труда, в столичных институтах появился не только ряд новых специализаций, но и новые формы обучения. Так, например, в МГУДТ существует Институт социальной инженерии, где готовят специалистов-теоретиков: социологов, психологов, социальных антропологов. На производстве они занимаются анализом кадров, разработкой кадровой политики, решением трудовых конфликтов, корректировкой взаимоотношений между руководителями и подчиненными, выявлением потенциала сотрудников.
Предлагается здесь и еще одна новая специальность - инженерная защита окружающей среды. В обязанности инженеров-экологов входит следить за тем, чтобы технологии, применяемые на предприятии, не вредили здоровью рабочих, а также за установкой специальной очистной техники, контролировать системы кондиционирования, вентиляции, отопления.
Что касается новых форм обучения, при этом ВУЗе работает Институт дистанционного образования, в котором заявлены те же специальности, что и в университете. Но его студенты получают компакт-диски, по которым занимаются дома, при необходимости общаясь по Интернету с преподавателем. Правда, на лабораторных работах и практических занятиях любители виртуального обучения все-таки обязаны материализоваться в стенах альма-матер. Сшить костюм, например, или сделать пару обуви (это уж смотря по тому, какую специальность получает человек) необходимо в присутствии преподавателя.
Появление `нового` - как известно, хороший знак. Но, к сожалению, содержание вводимых программ еще не всегда соответствует мировым стандартам. И тем не менее уже сейчас можно говорить, что перспективы у специалистов легкой промышленности есть!
Наталия Касьянова, Евгений Колодин
Журнал "Куда пойти учиться", N15 |