Спор о том, нужна реклама или нет, уже не актуален. Рекламе однозначно быть. Она повсюду: едем ли мы в метро, находимся дома, открываем утреннюю газету, включаем телевизор или радио: Чтобы поддерживать производство рекламы на соответсвующем уровне, не говоря уже о его росте, необходима целая армия профессионалов.
Каждой сестре по серьге
Реклама - это как раз, тот `счастливый случай`, когда общительный и целеустремленный молодой человек может сделать карьеру даже без наличия знакомых в этой области. Профессий в рекламе много и практически каждая является престижной. Более того, если учесть, что рынок рекламы постоянно растет, можно утверждать, что в ближайшие несколько лет спрос на специалистов именно в этой области будет повышаться.
Так кем же можно стать? Директором по рекламе, директором по маркетингу, маркетологом, бренд-менеджером, менеджером по рекламе, менеджером по PR, медиа-планером, медиа-байером, копирайтером, дизайнером рекламы, баннермейкером: Да, сделать выбор не просто! Как понять, какой ВУЗ нужен именно вам? Отличаются ли профилированные ВУЗы друг от друга чем-то, кроме стоимости обучения?
Вопросы, вопросы, вопросы:
На каждый каверзный вопрос есть простой ответ. Специальность `реклама` стоит, выражаясь образно, на трех китах: маркетинг в рекламе, менеджмент в рекламе и креатив. Каждый из этих блоков представляет отдельную специализацию и дает возможность освоить несколько `рекламных` профессий.
Специализация маркетинг в рекламе предполагает изучение финансового и бизнес-планирования организации, координации, а также способов проведения маркетинговых исследований, методики подготовки обзоров рынка по той или иной продукции. Будущие профессионалы должны иметь представление о базах данных и способах работы с ними, обосновании рекламного бюджета, составлении медиа-планов и планировании рекламных коммуникаций, оценке эффективности рекламных кампаний. Как правило, специалисты, работающие в этой области, занимают должности маркетолога, бизнес-аналитика, медиапланера (планирует рекламный бюджет и рекламные кампании) или медиабайера (занимается закупкой рекламных площадей и времени).
Менеджмент в рекламе. В рамках этой специализации вас ждет знакомство с такими предметами, как переговорный процесс, координация исполнения заказов, организация и проведение презентаций, подготовка тендеров. Студенты изучают технологии сотрудничества с постоянными и новыми клиентами, методы разработки стратегий рекламных кампаний и т. п. По окончании ВУЗа можно стать специалистом по стратегическому планированию, брэнд-менеджером (занимается продвижением торговой марки), специалистом по работе с клиентами, менеджером по рекламе. А в перспективе - претендовать на руководящие должности: директора по работе с клиентами, начальника отдела рекламы и маркетинга.
Специализация креатив в рекламе дает возможности реализовать свои творческие способности. Правда, не сразу: сначала придется изучить стратегии рекламных кампаний, способы образного отображения рекламной идеи, написания рекламных текстов, обращений, сценариев к видео- и радиороликам. Еще студентами потенциальные `креативщики` занимаются разработкой названий и логотипов новых товаров, пробуют себя в руководстве творческими группами, осваивают технологии воплощения рекламной идеи и контроль за процессом производства рекламной продукции. Им преподается искусство ведения переговоров с рекламодателями и презентаций творческих разработок. Освоив креатив в рекламе, можно рассчитывать на должности дизайнера рекламы, арт-директора, копирайтера, креативного директора.
Все это звучит многообещающе и наводит на радужные мысли о карьерных перспективах. Что же, допустим, реклама действительно является вашим призванием. Но все-таки как быть с выбором ВУЗа? Есть ли способы `на глазок` определить институт, учеба в котором не обернется напрасно потраченным временем? Разумеется, есть.
Основные критерии качества
Одним из главных показателей качества профессиональной подготовки на факультете рекламы в том или ином ВУЗе, является наличие как минимум двух из трех возможных специализаций по специальности `реклама` - маркетинг, менеджмент или креатив.
Не менее важна наполненность учебного плана необходимыми практическими дисциплинами, такими, например, как брэндинг, медиапланирование, рекламный аудит. Им должно быть отведено достаточное количество часов.
Для справки: государственная программа образования по специальности `реклама` включает:
- 1800 часов общих, гуманитарных и социально-экономических дисциплин (экономика, социология, философия, психология и т. д.);
- около 700 часов дисциплин естественнонаучного цикла и математики (математическая статистика, теория вероятностей, математические методы в экономике и т. д.);
- 3300 часов общепрофессиональных дисциплин (основы рекламы, финансовый анализ, деловое общение, маркетинг в рекламе и т. д.);
|