Во-первых, следует уяснить, что абитуриент, пытаясь поступить, сталкивается с двумя совершенно разными командами, обе из которых называются приемными комиссиями. Первой на пути в вуз оказывается та приемная комиссия, которая берет документы в необходимом числе и порядке, заводит на абитуриента картонную папку, где документы хранятся, фиксирует результаты сдачи экзаменов. Эта команда состоит из милейших девушек (как правило) - студенточек, аспиранточек, секретарей кафедр, "припаханных" к канцелярщине на летний месяц-другой, потому что не смогли отвертеться, оказались чем-нибудь обязанными начальникам, и теперь вот вынуждены складировать ваши анкеты, справки, копии аттестатов. Они так же добросовестны и приветливы, как продавцы советских магазинов. Не будь у них грозных начальников - бессменных председателя и зам. председателя - они бы, возможно, все перепутали и перетеряли. Но страшные тени вечно парят над девичьими плечами, поэтому нежные создания кое-как делают свою работу. Во многих вузах женский труд облегчают компьютеры, куда дублируется соответствующая картонному "делу" информация. Впрочем, для абитуриента и "приемщицы" небесполезны, поскольку они знают некоторые важные тайны и при хорошем к ним отношении готовы этими тайнами поделиться в обеденный перерыв за чашкой кофе в институтском буфете. Из важнейших тайн две - конкурс на место по выбранной абитуриентам специальности и количество блатных, которых обязательно возьмут, то есть реальный конкурс, - не являются секретом для "приемщиц". В иных случаях знание ситуации может сыграть в судьбе абитуриента решающую роль. Например, вы отдали документы на факультет Х, направление Y, вас честно предупредили, что конкурс велик, но вы понадеялись на себя, а вас на втором экзамене "понизили", то есть поставили не "пять", а "четыре", что, вообще говоря, вроде бы не катастрофа, но знакомая "приемщица" вам шепнула, что направления Y вам уже не видать как собственных ушей, потому что там одни блатные и проходной балл будет предельно высоким - то есть максимально взможный Зато на направление Z того же факультета подано неожиданно мало документов, кроме того, после первого письменного экзамена оказалось неожиданно много низких оценок. И вот вы с помощью милой "приемщицы" перемещаете свое "дело" с отделения Y на Z. Правда, это возможно только в том случае, если первые два экзамена и там и там были одинаковые, а главное, если вам все равно учиться ли, например, рекламить или пиарить. Второй вид приемной комиссии - предметная. Для каждого предмета она собственная. Иногда одна для нескольких, если предметы смежные (русский и литература, зоология и биология). Эта комиссия может обслуживать экзамены на все факультеты или часть факультетов, только на один конкретный факультет. Это то подразделение, к которому родители абитуриента, подошедшие к поступлению серьезно, уже загодя постарались протоптать дорожку. Потому что члены предметных комиссий давным-давно сделали из поступления в вузы юных россиян свой персональный, иногда весьма и весьма прибыльный бизнес. Нет такого работника приемной комиссии, который не зарабатывал бы на абитуриентах. Вот только заработки определяются рейтингом вуза и факультета. Часто, чтобы обирать лучше и чище, предметники сбиваются в стаи. Тогда количество "своих" определяется не стихийно, а планово, по предварительному сговору. Бывает, что более высокое начальство в лице ректоров и проректоров окончательно выворачивает предметникам руки и заставляет принимать почти целиком по так называемому "ректорскому списку". Но никогда не случается такого, чтобы предметники не имели возможности пропихнуть хоть одного "своего", с которого все получено. Поэтому репетитор - работник предметной комиссии - мечта каждого родителя, осуществляющего акцию поступления дитяти в престижный вуз. Приемные комиссии выполняют госзаказ. Они получают "добро" на известное количество "отлично" для своих только в обмен на известное же количество "отлично" для нужных администрации вуза. В ректорате председатели предметных комиссий оценивают общее число заказанных и в результате подсчета устанавливают размеры лазейки для "своих". Определяется, что на факультет X общим числом мест 48 заказано высокими инстанциями 25, членов предметной комиссии по первому экзамену 12, следовательно, каждый может провести по два своих и конкурс после первого экзамена не превысит порог 3 человека на место. Далее наступит черед второго экзамена и от оставшихся при надежде человек ста абитуриентов будет отсечена еще одна порция бесхозных и вторая предметная комиссия опять удовлетворит свои аппетиты, однако уже появятся несчастные, недобирающие балла из числа тех, кто имел репетиторов только из одной, а не из двух предметных комиссий. Самое ужасное - это последний экзамен, так как здесь аппетиты предметников могут быть удовлетворены уже лишь по минимуму. Поэтому профилирующие приемные комиссии обычно принимают свой экзамен на профильный факультет первыми: у филологов первым идет сочинение, у математиков - математика, у химиков - химия. Чтобы на последнем экзамене обиженными оказались у химиков филологи, а у филологов - принимающие иностранный язык. При такой технике и заинтересованности отбирающих только голубоглазое существо, как бы это пополиткорректнее, с ограниченным интеллектуальным потенциалом может надеяться на искоренение коррупции на конкурсных экзаменах. Предметные комиссии образуют такой фильтр, что даже Михайло Ломоносов не просочится в вуз, где конкурс зашкаливает за шесть человек на место. Отрабатывая госзаказ и блюдя собственные интересы, члены предметных комиссий во всем сознательно уподобляются герою евангельской притчи, не видевшему в одном глазу и бревна, зато в другом замечавшему и соринку. Причем от вуза зависит степень развязности и наглости приемщиков. Скажем, в РГГУ за сочинение, не содержащее фактических, явных стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок не поставят "четыре" на том основании, что "тема раскрыта недостаточно полно", а в Московском университете в поступках не стесняются. На предметные же комиссии возложен тяжкий груз принимать (точнее, отводить) апелляции. И они это делают успешно, иногда прямо шантажируя и беззаконно запугивая абитуриента, основываясь на внутривузовских правилах приема апелляции, которые, будь озвучены на уровне Министерства образования, стали предметом административного разбирательства. Например, писать апелляцию не имея возможности увидеть свою работу иначе как из рук показывающего или рискуя тем, что к уже замеченным будут добавлены выявленные прямо на апелляции новые ошибки и неточности. Если вам когда-нибудь доведется попасть на корпоративный банкет предметной приемной комиссии, завершившей страду, вы убедитесь, эти люди не зря любят свой предмет. Это подразделение объективно оценивает знания, только когда все личные интересы соблюдены, то есть когда число мест равно числу соискателей.
Источник: Марлен Тушкин |