А это тоже серьезный вопрос. Собираетесь ли вы с головой уйти в учебу, сидеть в библиотеке или берете конспект "почитать в транспорте" - эффективность от этих мероприятий разная. Что можно сделать в условиях ограничения времени? Важный момент - заставить себя заняться делом. Перез экзаменом хочется делать все что угодно - лишь бы к нему не готовиться. В это время можно припомнить давно позабытые и отложенные дела, вспомнить, что давно не звонил(а) тому-то, можно отвлечься под предлогом, что пора бы и перекусить (не знаю как у Вас, а у меня во время сессии возникает зверский аппетит:), можно проявить себя примерным сыном (дочерью) и выполнить какое-нибудь родительское поручение (сьездить на рынок, починить полку, подмести пол...) - в общем, сделать все что угодно, лишь бы отдалить момент когда придется сидеть с книжкой/тетрадкой над столом и готовиться. Надо сделать над собой усилие. Это важно и нужно. Но не надо и впадать в крайность. Если вы обложитесь учебниками, отключите телефон и забаррикадируетесь в своей комнате - сомневаюсь что эффективность от такой подготовки будет высокая. Мой совет: Установите для себя норму - скажем, один час. Или, например, один билет. Разобрали тему одного билета - сделайте передышку. Не советую готовиться к экзамену вместе с другом/подругой (если только он (она) не разбирается в материале лучше Вас) - такая подготовка чаще всего оборачивается долгим трепом и пустой тратой времени. Важный вопрос: а как запомнить? На сей счет существуют разные мнения. Лично я - категорически против зубрежки. А самым удачным способом запоминания считаю мнемотехнику (мнемонику). Что это за зверь? Вещь это достаточно комплексная, включающая в себя, в частности запоминание ассоциациями. Надо запомнить дату - попробуйте вспомнить что эта дата значит для вас лично. Может, это день рождения тети? А может, в этот день вы впервые что-то сделали или куда-нибудь съездили? Или вдруг эта дата напоминает чей-то телефон? Только не надо специально выискивать семейные праздники. А то на экзамене вам придется вспоминать еще и их. Надо запомнить формулу? Попробуйте посмотреть на нее под другим углом. Попробуйте прочитать ее как слово. Сопоставьте каждой букве в формуле какое-нибудь слово и составьте смешное предложение, которое застрянет в голове. Открою вам секрет - чем неприличнее ассоциация, тем лучше запоминается. Очень удобно запоминать какие-либо определения, явления, события, сведя их к тому, что Вы уже знаете. Заучиваете вы какое-то длинное определение - и вдруг видите: да это же .!. только .!. ! Попробуйте упростить определение. Важно понять суть определения, а не заучивать его. Редко кто из преподавателей принимает в штыки ваше объяснение определения своими словами вместо заученного варианта. Наоборот. Если Вы можете пересказать определение своими словами - значит Вы его понимаете. А значит - и понимаете материал. У разных людей развиты разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Людям с развитой зрительной памятью полезнее будет читать материал: потом вспоминается страница, на которой написана нужная тема. Тем, у кого развита моторная память лучше будет еще раз прописать материал (например, заняться написанием шпаргалок ;-)). И так далее. Если чувствуете, что "процесс пошел" (речь идет о подготовке, а не о том, о чем вы подумали!) - то есть Вы понимате материал, чувствуете, что можете его объяснить и еще не устали - продолжайте! Вечером позвольте себе расслабиться - прогуляйтесь, поболтайте по телефону, почитайте детектив, зайдите в гости к другу(подруге)... Но вернитесь домой до полуночи. Если Вы не выспитесь за ночь - сон на экзамене чреват пересдачей! Перед сном советую если не учить, то хотя бы пролистать пройденные материалы: попытаться глядя на заголовок вспомнить общее содержание вопроса (если не получается - просмотрите раздел). Психологи утверждают, что лучше всего запоминается информация, полученная во время засыпания и во время пробуждения. Можно писать шпаргалки! Во время написания шпаргалок Вы еще раз прорабатываете материал. Но пользоваться ими я не советую. Когда в кармане лежит такая "горящая" бумага - голова работает плохо. Оставили ее дома - голова включается в работу. Так что лучше написать и оставить дома.
Федонинина Г. Ю |