Николай Александрович Зайцев - один из видных в России специалистов по русскому языку, ведущий учёный Санкт-Петербугской лингвистической школы. Кроме обучения чтению, у Зайцева есть методики обучения математике, английскому и русскому языкам, постановке почерка.
Как "работают" кубики?
Обучение чтению по методу Зайцева строиться на "складовом" принципе. Это имеет нечто общее в тем, как ребёнок начинает говорить. Мы ведь не начинаем говорить с отдельных букв. "М". Потом "А". Мы начинали говорить "ма", "ба", "да". Так и с кубиками. Буквы и склады показываются ребёнку все сразу, все 56 кубика. Склады поются на мотив любой любимой песенки. И так десятки раз, ненавязчиво, в правильное время - когда малышу это нравится, легко и интересно.
Когда я купила набор кубиков Зайцева, то обнаружила в коробке немало интересного...
Что ещё в комплекте?
1. В коробке я нашла 56 развёрток, которые придётся складывать в кубики.
2. Пять больших плакатов-таблиц с буквами и слогами, цифрами и знаками пунктуации. Их можно повесить на стену и любоваться родными русскими буквами так сказать издалека."Почему не помним, - что сами учились читать по вывескам и крупным надписям, инстинктивно избегая напряжения зрения и угнетающей работы в сидячем положении", - пишет Зайцев в "Учебнике для родителей, воспитателей, учителей" (который был здесь же, в комплекте) и советует чередовать режимы ближнего, среднего и дальнего зрения, сокращая работу в сидячем положении.
3. Кассета с "Попевками", как он называет напевы складов на мотив какой-нибудь песенки. "Таблицы и кубики поются. Обучение чтению с пением, - пишет автор, - оказалось - для всех учащихся без исключения - более эффективным, весёлым и интересным. До некоторых детей только через пение и доберёшься."
Почему кубики разного цвета и размера?
Кубики различаются по цвету - "золотые", "железные", т.е. серые, "деревянные", бело-зелёные и один "железо-дерево-бело-зелёный". Эти названия они получили по своим наполнителям, которые нам предстоит в них положить. В железные - железные лимонадные крышки. В "золотые" - жестяные кусочки. В "деревянные" - маленькие деревяшки или очищенные прутики. В бело-зелёные - бумагу. Тогда при встряхивании кубики будут звучать.
Наличие больших (для твёрдых складов, как, например, в кубике, который я склеила первым БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б) и маленьких кубиков (для мягких складов) отражает другую особенность русской речи - её двутоновость. Твёрдые склады мы произносим с более открытым ртом, мягкие - полузакрытым, с узкой щелью. Словом, серьёзная, научная обоснованность чувствуется в каждом ньюансе этого метода, и здорово понимать
Большое преимущество методики Зайцева в том, что она может как работать самостоятельно, так и легко сочетаться с другими, которые вы, возможно, захотите попробовать.
А мне, лично, очень нравиться ещё и то, что это очень продолжительное общение, кубики имеют как бы много ступеней освоения. Можно начать, когда малышу всего несколько месяцев - показывать ему склады, называть, петь их. Продолжать в год, в два, в три. Складывать слова, писать кубиками своё имя. И даже дорасти с ними до пяти и шести лет, когда ввести терминологию (гласные, согласные, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие, знаки пунктуации) и объяснить, наконец, малышу, почему его кубики такие разные по размеру и цвету.
А в каком возрасте вы будете играть со своим малышом в загадки, скороговорки и "чистоговорки"? В книжке приводятся 300 (триста!) загадок. С отгадками на два кубика, три... восемь и более. Вот, например, загадка на семь кубиков: "Кто на все руки мастер?" - "Пе-р-ча-то-ч-ни-к". Не просто, правда? Так что, если кубики полюбятся - будут с нами не один год. Если, конечно, сохранятся, ведь пока мой 8-месячный Макс очень их любит пробовать "на зуб". :)
Лика Путинцева |