Глен Доман часто цитирует русского нейропсихолога Клоссовского, который доказал, что мозг котят и щенят, подвергнутых вестибулярной стимуляции, увеличился на четверть по сравнению с контрольной группой. Если у вас достаточно широкий трек (кроватка),можете покатать ребенка вниз-вверх, как тесто, а потом на одном месте по часовой стрелке. Попробуйте легко подбрасывать его в руках, только целуйте его после каждого "взлета", чтобы он не пугался. Покрутитесь с ним по комнате, прижимая его к себе или положив его себе на плечо. Все движения убыстряйте постепенно, пусть изменение интенсивности происходит не за часы и дни, а только за недели. Если ребенок пугается, то просто имитируйте полет вверх, не выпускайте его из рук, но руки должны резко уходить вниз. Хорошо покачать его, держа за руку и ногу, но ОН ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬ ваш палец, и никогда наоборот. Поднимите его за ноги вниз головой... Бабушки, пожалуйста, не причитайте: любая акушерка держит так новорожденного и он еще получает классический акушерский удар по попе, и никому не приходит в голову этого бояться. Это совсем не "страшная", а полезная поза для покачивания и тренировки вестибулярного аппарата. Для хвоста упражнений нет - на этом аналогии с животным миром окончены. Развитие вестибулярного аппарата - один из важнейших компонентов занятий с ребенком и, пожалуй, самый легкий. Соблюдайте осторожность, но придумывайте как можно больше всевозможных движений. Ребенка можно катать по наклонной плоскости, подбрасывать, переворачивать вверх ногами, кружить, вертеть, танцевать с ним, проходить полный курс подготовки летчика-истребителя и космонавта (главная часть их вестибулярной подготовки - это вращения). Доман выделяет пассивную программу развития равновесия (в ней все движения с ребенком совершают с родителями, а он сам лишь наслаждается их действиями) и активную программу, когда ребенок, становясь старше, самостоятельно выполняет упражнения. Вот несколько вариантов занятий с новорожденным. Носите ребенка по кругу, совершая при этом плавные движения вверх-вниз, вперед-назад, в разные стороны. Положите его животом себе на плечо, осторожно кружитесь с ним вместе по часовой стрелке, потом против. Все то же самое, только ребенок лежит сначала на правом боку на вашем левом плече, потом - на на левом боку, соответственно, на вашем правом плече. Постарайтесь сами не потерять равновесия, не делайте все кружения подряд. Держите ребенка перед собой, ваши ладони - под его затылком.`Опрокидывайте` его в ваших руках назад, снова поднимайте до уровня ваших глаз. Прижмите ребенка к себе и попрыгайте, чтобы он почувствовал движения вашего тела. Скачите не только на одном месте, путешествуйте по квартире. Покатывания и покачивания обычно действуют успокаивающе на младенцев, пользуйтесь этим: вы можете утешать плачущего ребенка, одновременно занимаясь с ним. Положите ребенка на подушку и перекатывайте его на ней, поднимая то один край подушки, то другой. Это можно делать бесконечно, не напрягаясь. Покачивайте его на подушке вверх-вниз, тяните большую подушку (или мат) с лежащим ребенком влево, вправо, вперед и назад. Ребенок может лежать на животе или на спине. Вращайте мат вместе с ребенком. Лягте на спину и качайте ребенка над собой, можете легонько подбрасывать его. Отцы любят подкидывать своих детей вверх и потом ловить, мамы могут подбрасывать ребенка, сидящего у них на коленях (это можно делать, например, в троллейбусе по дороге в зоопарк). Постепенно увеличивайте продолжительность занятий, скорость и интенсивность. Когда ребенок достиг четырехмесячного возраста можно переходить к более сложным упражнениям. Некоторые из них родители делают вдвоем. Например, папа и мама берут лежащего ребенка за запястья и лодыжки и раскачивают взад-вперед и в стороны. Кроме этого, полезны горизонтальные вращения (вы берете ребенка за запястья или за руку и за ногу и кружите). Доман отмечает, что `вертикальное покачивание вниз головой` вызывает у некоторых родителей неоправданный страх, хотя дети любят его, вероятно привыкнув к такому положению в утробе матери. Итак, вы должны поднять ребенка за ноги и покачивать, как маятник. Помните о безопасности, опускайте ребенка на пол очень осторожно и всегда держите его лицом к себе, чтобы следить за его настроением. Вращения и ускорения делайте достаточно быстро, чтобы доставить ребенку удовольствие от полета. К концу пассивной программы возрастает роль отца, так как ребенок становится слишком тяжелым для матери. Вестибулярная подготовка после года прекращаться не должна. Нужно только сделать серьезное лицо и катание на каруселях перенести из разряда развлечений в разряд тренировок и найти детскую площадку, где можно кататься ежедневно. Первые упражнения активной программы: перекатывания вбок и кувырки вперед (с вашей помощью ребенок может начинать это делать уже в полгода) и хождение по бревну. Начинать тренироваться можно просто на полу: нарисуйте полоску шириной 10 см и попробуйте ходить по ней. Следующим этапом может быть балка такой же ширины, положите ее на пол, потом - подставьте опоры и делайте их выше и выше. На многих детских площадках есть бревно, но не упускайте также возможности походить по паребрикам, барьерчикам вокруг газонов и т.п. Когда ребенок научился кувыркаться вперед, покажите ему кувырок назад. Помните, что перекатываться и кувыркаться очень хорошо на склоне. Все дальнейшие упражнения описать и даже перечислить немыслимо, их слишком много. Качание на качелях, подъемы (по лестнице, веревочной лестнице, канату), прыжки (в длину, в высоту, через скакалку, на одной ноге, на батуте, спрыгивание вниз с высоты), стойка на руках, бег с препятствиями, лазанье по деревьям... Можно выбрать те занятия, которые больше всего нравятся вам и вашим детям, которые под вашим руководством превратятся в ловких гимнастов, фигуристов, горнолыжников, пловцов или прыгунов с шестом.
Источник: http://kidsport.narod.ru |