Уже к концу первого года малыш начинает понимать окружающих его людей. Но возможности его в этом отношении не следует переоценивать: понимание речи еще очень своеобразно - оно относится очень часто не к отдельным предметам и действиям, а к ситуации в целом. Поясним это.
Годовалый малыш по просьбе матери показывает, где у него нос, глазки, ножки и т.д. Но вот об этом его просят другие люди - и ребенок не отвечает на просьбу, он просто не понимает ее. Дело в том, что сигналом к действию служат пока не слова сами по себе, а жесты матери, мимика, интонации.
Когда взрослый говорит малышу: "Дай ручку", он сопровождает свои слова соответствующим жестом. Ребенок улавливает связь этих слов и жеста, схватывает значение ситуации в целом, реагирует на нее.
Лишь со временем малыш начинает понимать слова вне зависимости от того, кто произносит их, какими жестами они сопровождаются. Слова постепенно приобретают самостоятельное значение.
Количество слов, которые малыш понимает (так называемый пассивный словарь, отличающийся от активного словаря, т.е. слов, которые он произносит) быстро нарастает в первом полугодии второго года жизни. Сначала ребенок усваивает названия непосредственно окружающих его вещей, затем имена взрослых, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. К двум годам ребенок понимает практически все слова, которыми взрослые обозначают окружающие предметы.
Этому способствует постоянное, разнообразное общение взрослых с ребенком, рост опыта малыша (особенно в связи с умением ходить).
Обычно после полутора лет ребенок и сам начинает спрашивать о названиях предметов. Сначала он только показывает пальцем на какие-нибудь вещи и вопросительно смотрит на взрослого. Иногда он произносит при этом отдельные звуки. Затем к жесту присоединяются слова: "Это что?.. Это что?.." Правда, вначале малыш интересуется не тем, как именно вы назвали предмет. Ему просто важно, чтобы ему ответили. Но, "сделав вывод", что с окружающими можно общаться при помощи речи, он довольно скоро начинает требовать не любого ответа , а ответа по существу.
"Это что... называется?" - спрашивает девочка у матери, показывая пальцем на стул. Мать шутя говорит ей: "Это стол". Дочка недовольна и повторяет вопрос. Мать продолжает игру: "Это кроватка". Следует новое повторение вопроса. Наконец мать дает правильный ответ, девочка удовлетворена и повторяет: "Стул".
Конечно, такие игры-шутки имеют смысл в том случае, если малыш уже знает название предмета. Любопытно то, что ребенок почти никогда не соглашается с неправильным обозначением и добивается верного. Подобными вопросами ребенок как бы проверяет свои знания.
На третьем году жизни ребенок делает существенные шаги в понимании речи взрослых. Важно то, что не только увеличивается количество понимаемых слов, но и само понимание становится качественно иным. Можно заметить: ребенок начинает прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы. Это значит, что он понимает уже не только речь-инструкцию, непосредственно связанную с тем, что он сейчас видит, но и речь-рассказ, содержащую сообщения о предметах и явлениях, которых в настоящий момент нет перед глазами. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка - он получает возможность познавать действительность через слово, а не только из непосредственного опыта.
Понимание ребенком речи взрослого досигает такого уровня, что малыш уже может слушать и понимать маленькие рассказы, содержание которых в известной мере ново для него. Причем это такие рассказы, которые ребенок слушает без иллюстраций, без помощи наглядности. Это очень важно - понимать речь саму по себе. Ведь главное преимущество речи в том и состоит, чтобы тот, кто говорит, мог передать другому, слушающему, все, что он хочет передать, не пользуясь ничем, кроме речи, - ни жестами ("Во-о-о-т какую рыбу поймал рыбак!"), ни картинками, ни игрушками.
Рассказы, с которыми взрослый обращается к детям, небольшие, короткие. Краткость их, однако, состоит не в том, чтобы в небольшом числе коротких предложений изложить какое-то понятное ребенку содержание. Краткость в самом содержании. Оно должно представлять собой последовательность нескольких простых событий, каждое из которых известно и понятно ребенку. Когда взрослый рассказывает ребенку такие рассказы, он преследует цель научить ребенка воссоздавать в воображении ситуацию, о которой идет речь в рассказе. Поэтому такой рассказ для ребенка - это прежде всего та же картина, которую он воспринимает не зрительно, а через речь.
Вот, например, рассказ Л.Н.Толстого для детей: "Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу попали". Здесь несколько простых действий составляют понятное детям событие. Ценность подобных рассказов в том, что взрослый, начиная с несложных маленьких повествований, постоянно приучает ребенка слушать и понимать все более сложные рассказы.
Источник: http://www.logoped.ru |