Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Закаливание
<<назад

В технике термином "закаливание" обозначается придание какому-либо веществу свойства большей твердости. В своё время это понятие было заимствовано медиками.

Под закаливанием следует понимать повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (повышенная или пониженная температура воздуха, воды, повышенные параметры влажности и скорости воздуха, ультрафиолетовое излучение, пониженное атмосферное давление) путем научно обоснованного систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.

Закаливание использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет.

Основные требования к проведению закаливания.

1. Учет индивидуальных особенностей организма ребенка. При формировании системы закаливания необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка.

Можно выделить три группы детей по этим показателям:
I - здоровые закалённые;
II - дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, и здоровые, но незакалённые;
III - дети, страдающие хроническими заболеваниями, и реконвалесценты после длительных заболеваний.

Закаливание детей I группы нужно начинать с индифферентных раздражителей. Для воздушных ванн - это комфортные показатели температуры воздуха, для местных и общих водных процедур - температура кожи в состоянии теплового комфорта.

Для детей II и III групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4?С выше, чем для детей I группы, а темп её снижения более медленным.

Изменяя продолжительность проведения холодовых раздражений, можно увеличивать энерготраты ребёнка. Это важно для детей повышенного питания и с ожирением, т.к. кратковременные холодовые воздействия тонизируют процессы теплоотдачи, а продолжительные по времени заинтересовывают глубинные процессы обмена (теплопродукцию).

2. Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Оно предусматривает пять вариантов.

  • Для ослабленных детей закаливание можно начинать с участков тела менее чувствительных к холоду (например - рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).
  • Изменение площади поверхности тела, подвергающейся действию закаливающего фактора. (Чаще начинают с дистальных участков, постепенно увеличивая площадь).
  • Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.
  • Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.
  • Увеличение времени действия закаливающего раздражителя- интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

    3. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, т.е. регулярные повторения закаливающих воздействий, которые формируют на базе безусловного рефлекса условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев(2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней.

    Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей - следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя.

    4. Специфичность процессов адаптации обуславливает необходимость соблюдать принцип разнообразия или комплексности средств закаливания. Подразумевается использование разновидности действия одного и того же фактора. Например - полоскание водой горла - местное закаливание и обливание водой стоп приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.

    5. Полиградационность, т.е. необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям. Чтобы не закреплять узкие стереотипы закалённости, необходимо вырабатывать готовность детского организма реагировать на разные по диапазону колебания факторов. Отмечают феномен "односторонней адаптации", суть которого заключается в том, что если закалять верхнюю часть туловища, то устойчивым к охлаждению становится только торс, но не нижние конечности. В этом случае толерантность к холоду на стопах ослабевает. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду.

    6.Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций!!!

    Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливания, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

  •  
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru