Насколько легко ребенок войдет в коллектив группы?
Это зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам малыш замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Нередко родители чуть ли не отговаривают дитя от садика - и порой успешно. Да, многим из них (чаще мамам) просто страшно - как это, ребенок будет целый день в саду, не будет по маме скучать. Да мама от этого плохо себя чувствует: У таких мам ребенок - главное в жизни (что из этого выходит, когда такой ребенок вырастет, мы обсудим в пятой главе). Но именно от сочетания готовности самого ребенка и родителей зависит адаптация вашего малыша в группе.
Бывает и так, что детей приходится первые несколько месяцев водить только на полдня, в группе они не могут ни есть, ни спать, ни играть. А утром в раздевалке разыгрываются целые трагедии: "Мамочка не уходи, мамочка забери меня пораньше:" Возможно, у ребенка какие-то проблемы в общении. А может, внутренняя тревога, явившаяся отражением проблем в семье. Но иные мамы чуть ли не культивируют такое слезное прощание - им это подспудно добавляет гордости за свое родительское предназначение! Хотя гораздо здоровее психологически тот ребенок, который говорит родителям: "Ну пока" и срывается в группу, потому что там его приятели уже сгрудились вокруг какой-то игрушки: Кстати, домой такой ребенок идет тоже не с истерикой "наконец-то за мной пришли", а просто с охотой. Как тут не вспомнить старую поговорку для взрослых о том, что такое счастье: это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой.
Психологическая подготовка
Чтобы ребенок легче адаптировался в саду, проведите первичную подготовку:
· не отбивайте у него охоту общаться с детьми.
· если гуляете с ним во дворе - постарайтесь не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере пока нет открытого конфликта)
· Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсудите дома (попросите ребенка рассказать другому родителю о прогулке - заодно и речь потренируете).
· Опять же - не отгораживайте ребенка от реальной жизни. Развивайте его помехоустойчивость, создавайте ему время от времени своего рода безопасные трудности (например, иногда над ребенком можно подтрунивать - добродушно. И чувство юмора развивается, и реакция на обзывания в саду будет более спокойная). Во всяком случае, научите малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду упреждающей агрессией.
· Научите ребенка говорить "нет", особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи. Приучите ребенка сообщать вам о ЛЮБОМ случае, когда кто-то его просил о чем-то "папе с мамой не говорить" - за этой просьбой может скрываться опасность. И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать. Вообще ребенка нужно учить думать. Вот тогда это будет личность, и тогда садик станет полноценным тренингом общения, подготовкой к школе и ко взрослой жизни вообще! |