Цель: Упражнять детей в пересказе былины с помощью опорных картинок. Закрепить в речи детей слова: опала, острог, догадка, пир, бояре, князья, Киев-град. Упражнять детей в подборе слов, используемых в русском фольклоре для оценки внешности и положительных качеств человека. Упражнять в создании выразительных образов героев былины. Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа. Материал: опорные картинки, яблоко, блюдце, краски, листы бумаги разного формата, кисти. Ход: Воспитатель: Ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие по былинам Древней Руси. А поможет нам попасть туда волшебное яблочко: Ты катись, катись, яблочко, По золотому блюдечку. Укажи нам дорогу Во славный Киев-град! Вот мы и пришли в стольный Киев-град. И встречает нас правитель Киева - Великий князь, Владимир Красное Солнышко со своими князьями да боярами. И сидят они на пиру честном друг перед другом, похваляются. Вспомните, ребята, в какую былину мы попали? (Детям предлагается начать пересказ былины по первой опорной картинке). `Сидят гости на пировании, сидят похваляются. Только Ставр Годинович не хвастает. Спрашивает его князь: `Что молчишь, Ставр Годинович?` Отвечает Ставр: `Есть у меня и золото , и серебро, но свою жену я ценю дороже злата-серебра`. В: На пиру у князя все гости похвалялись! Давайте и мы сыграем в игру `Похвали соседа`. (Правила игры: детям предлагается вспомнить хвалебные потешки (см. Предварительную работу, п. 3) и выбрать из них слова, выражения, характеризующие внешность и положительные качества человека. Например, хороший-пригожий, храбрец-молодец, красна девица и др.) В: Молодцы! Все справились с заданием. Посмотрите на следующую опорную картинку. (Дети по второй опорной картинке продолжают пересказ былины). `Не понравились князю слова гостя. И велел он схватить Ставра Годиновича и посадить в погреба глубокие. `Если жена твоя такая умная - пусть сумеет тебя оттуда высвободить`. В: Да, нелегко пришлось Ставру Годиновичу. Предлагаю поупражняться в изображении различных эмоциональных состояний. Сначала у князя появилось недовольство. Подумайте, как можно с помощью жестов и мимики изобразить это состояние. (Дети изображают). В: Ребята, а как вы думаете, кто из героев былины испытал яростный гнев? (Василиса Микулична). Изобразите её гнев. Какие чувства она ещё испытала? (Страх за мужа, обиду). (Детям предлагается третья опорная картинка, с помощью которой они продолжают пересказ) `Дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Решила она спасти мужа хитростью. Отрезала волосы, назвалась добрым молодцем. Приезжает к князю Владимиру, просит в жёны княжескую дочь. Но молодая княжна догадалась, что это женщина. И просит князя: `Испытай его, батюшка!` В: Молодцы! А какие же испытания пришлось преодолеть Василию Микуловичу? (Детям предлагается следующая опорная картинка). ` Сходить в баньку попариться; на широком дворе пострелять в золочёное колечко; с боярами силами помериться`. В: Правильно, ребята! Князь Владимир трудные испытания придумал Василисе Мекуличне, но она их с честью выдержала. Испытаю и я вас. ( Воспитатель загадывает детям загадки). Что мы можем видеть с вами лишь с закрытыми глазами? (Сон). Стоит себе качается на вид трава травой, а тронешь чуть - кусается и жалит: ` Ой-ой-ой!` (Крапива). Что общего между деревьями и книгой? (Листья). Петух снёс яйцо. Кому достанется оно? ( Петух яйца не несёт). На каком дереве не растут ветки? (На сухом). Где сухого камня не найдёшь? (В воде). По чему утка плавает? (По воде). В: Просто молодцы! Проявили находчивость и смекалку. Вот мы и подошли к финалу былины. Расскажите, чем закончилась она. (Детям предлагается последняя опорная картинка). `Испугался князь и отдал свою дочь за него замуж. Настал день свадьбы. Сидит жених грустный, просит князя позвать Ставра Годиновича развеселить гостей. Как пришёл Ставр Годинович, так и разоблачилась Василиса Микулична. Удивился Ставр: `Где же твои косы?!` Василиса ответила: `А косами я тебя из погреба высвободила!` Стыдно стало князю. Отпустил он их с миром`. В: Как хорошо, что восторжествовала справедливость и победило добро! Я предлагаю сыграть в игру `Был у князя пир большой`. Был у князя пир большой (дети показывают, поднимая вверх руки), Ставр заносчив был с душой (стоят, подбоченясь, задрав голову кверху). Князь свой голос надсадил (поглаживают горло), Ставра в погреб посадил (садятся на корточки и обхватывают голову руками). Василиса услыхала, на коне вмиг прискакала (приставляют руку к уху, имитируют верховую езду). Стала князя укорять, стала топать и ругать (хмурят брови и грозят указательным пальцем, топают). Испугался знатный князь (втягивают голову в плечи, отворачиваются), Отпустил всех восвоясь (машут рукой на прощание). В конце совместной деятельности воспитатель предлагает детям зарисовать понравившийся эпизод былины. |