Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины `Садко`. Упражнять в пересказе былины с помощью `музыкальных` картинок. Закрепить в речи детей слова и выражения: гусли, гусляр, торжища, невод, торговый ряд, палаты белокаменные, Ильмень-озеро, Новгород. Упражнять в создании выразительных образов морских обитателей с помощью мимики, жестов, телодвижений. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам. Материал: картинки с изображением музыкальных инструментов, аудиозапись оперы Римского-Корсакова `Садко`, бумага, краски, кисти, пластилин. Ход: Сегодня мы продолжим путешествие по былинам. Для того, чтобы попасть туда, прослушайте музыкальный отрывок и скажите, как называется это произведение. (`Садко`). В: Молодцы! Вы правильно отгадали название оперы. С её помощью мы оказались сейчас в Великом Новгороде, в былине про славного гусляра Садко. С чего же начинается эта былина? Дети рассказывают. `В Великом Новгороде жил гусляр Садко. Он ходил по честным пирам, веселил купцов да бояр. Но однажды его перестали звать на пиры. Загрустил садко и пошёл Садко к Ильмень озеру, и стал играть там на гуслях`. В: А вот что случилось дальше с нашим героем, мы узнаем с помощью следующей музыкальной картинки. (Дети слушают следующий отрывок из оперы). В: О чём же поведала вам эта музыкальная картинка? Дети рассказывают. `Как стал Садко играть, так взволновалось озеро и пошли волны. Из пены вышел царь Озёрный и, восхищаясь игрой Садко, решил отблагодарить его за прекрасную музыку. Садко всё сделал, что сказал царь: купил невод, бросил в озеро и вытащил три рыбины-золоты перья. Затем продал их купцам новгородским. И стал купцом богатым. Как стал Садко купцом, так скупил все товары новгородские и решил скупить их по всему свету. Построил корабль, набрал дружину и отправился в путь`. В: Ребята, давайте представим, что мы с Садко находимся на торжищах. Кругом слышен смех, звучат шутки, прибаутки. Каждый купец хочет продать свой товар поскорей да повыгодней, зазывает к себе покупателей. Эй, народ, не зевай, Поскорей налетай, Весь товар раскупай! Стою, продаю, Товар хвалю: Ложка за трёшку, Горшок за пятак, Свистулька за рубль, Щелбан за так! (Дети пробуют `зазывать` покупателей). В: Во время торгов ряженные и скоморохи веселили собравшийся народ. Звучали загадки, шутки, заклички, устраивались смешные конкурсы, например, `Кто кого переговорит`. Давайте и мы с вами поучаствуем в таком конкурсе. Конкурс чистоговорок. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха! Рыла свинья, вырыла полрыла. От топота копыт пыль оп полю летит. Летят три пичужки через три пусты избушки. Курочка чистра-пестра, уточка с носка плоска. В: Молодцы! Давайте вернёмся к былине `Садко`. Мы остановились на том, что Садко с дружиной отправился в путь по морю. Их ожидали приключения и встреча с морскими обитателями. (Звучит музыка из оперы, дети играют в игру `Море волнуется`, в ходе которой создают образы морских обитателей). Воспитатель предлагает детям продолжить прослушивание музыкальных картинок. В: О чём вам говорит эта музыкальная картинка? `Разыгралась буря на море, понял Садко, что морской царь требует дань. Попрощался он с дружиною, поплыл по морю на доске дубовой и вскоре оказался на дне моря-океана, в палатах царя морского. Морской царь приказал ему играть в гусли. Начал Садко играть, царь морской - плясать, стало море колыхаться - корабли топить. Опечалился Садко, порвал струны. Морской царь в награду предлагал ему в жёны любую из своих дочерей. Садко отказывался, потому что ждала его в Новгороде невеста Любавушка. Просит он царя морского отпустить его с миром. Смилостивился царь морской - уснул Садко на дне морском, а проснулся в Новгороде в своих палатах. Стал Садко по-прежнему по пирам ходить, на гуслях играть`. После рассказа детей воспитатель продолжает: То-то радости было во всём Новгороде. Начался пир да веселье, стали девушки да парни хороводы водить, песни петь. Давайте и мы с вами вспомним хоровод `На горе-то калина`. (Дети играют). По окончании хоровода воспитатель предлагает отразить свои впечатления через изодеятельность. |