Как делать ребенку массаж и исходную "лежачую" гимнастику, вам должны объяснить. По освоении можно переходить к динамической гимнастике, основная и наиболее простая часть которой описывается следующим образом. Набор упражнений представляет собой матрицу, в которой столбцами являются захваты, а строками - выполняемые движения. Захваты: 1) за 2 ручки 2) за 2 ножки 3) - 4) за 1 ручку и однуножку по очереди 4) - 7) за 1 конечность Движения: 1) просто висим 2) покачивания вперед-назад 3) покачивания влево-вправо 4) пружинящие движениявверх-вниз 5) вращения 6) разведение-сведение конечностей
Естественно, для захватов 4)- 7) движение 6) не выполняется. Заполняем матрицу, постепенно увеличивая количество упражнений и повторов, а также амплитуду. Основной критерий - самочувствие ребенка.
Массаж.
Кто мало знаком с приемами массажа совет такой: 1) Проводить разминания (мять как тесто, пощипывать) всего тела, кроме внутренних сторон бедер и плеча, подмышечных впадин, шеи и живота. Разминание расширяет сосуды => улучшает кровоснабжение всего организма. Это очень полезно при гипертонусе. 2) Проводить поглаживания. При этом не забывать, что движение рук должно быть направлено походу тока лимфы, к ближайшим лимфатическим узлам. "При массаже головы и шеи - книзу, к подключинным узлам; верхних конечностей - к локтевым и подмышечным узлам; груди - от грудины в стороны, к подмышечным узлам; верхней и средней части спины - от позвоночного столба в стороны; поясничной и крестцовой области, а также бедер - к паховым узлам; голени и стоп - к подколенным узлам. Как правило, область расположения лимфатических узлов не массируется. Увеличение лимфатических узлов, припухлость, болезненность свидетельствует о наличии в организме инфекции. В таких случаях массаж делать нельзя, так как ускоряя ток лимфы, он может быть причиной распространения инфекции в организме."
Развитие мелкой моторики у детей.
У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности.
Об умениях ребенка в 6 мес. приведу цитату: "Из любого положения ребенок пробует двигаться и устанавливать равновесие между туловищем и конечностями (часто безуспешно), с тем чтобы схватывать предметы, находящиеся в непосредственной близости. Его привлекают главным образом ярко раскрашенные предметы. Он схватывает крупные или мелкие предметы, но еще преобладает хватание ладонного типа, которое он выполняет однако все более координированными движениями. Он протягивает руку, чтобы схватить и предметы находящиеся вне его радиуса действия. По-видимому, глаза желают большего, чем ребенок в состоянии выполнить с моторной точки зрения. Руки разжаты и пальцы готовы к тонкой деятельности. Схватывание предметов еще напоминает плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его (осваивает глазами). Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Руки соединяются по средней линии. Ребенок играет руками и ногами; он трогает предметы и учится различать приятные материалы и поверхностиот неприятных, при этом он проявляет удовольствие или неудовольствие".
Попробую описать упражнения, которые делали мы.
Потягивали пальчики,как будто хотим их вытащить, но очень нежно. Круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну сторону, затем вдругую. Эти упражнения нам посоветовал делать врач невропатлог, остеопат из института Турнера - когда сыну было 2 месяца.
Пальчиковая гимнастика
Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП СССР было установлено, что УРОВЕHЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ находится в прямой зависимости от СТЕПЕHИ СФОРМИРОВАHHОСТИ ТОHКИХ ДВИЖЕHИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК. Поэтому в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы в детских учереждениях необходимо уделять внимания развитию движения пальцев рук. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, неккординированные). Предлагаемая пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течении недели (пять комплексов - пять недель). Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.