К 7 месяцам дети уже хорошо знают, как манипулировать своими матерями; мать, которая играет в `детское такси` - берет на руки малыша сразу же, как он захочет, - может считать себя `на службе` в течение всего времени, пока ребенок бодрствует.
Необходимо, чтобы дети с самого раннего возраста начинали приобретать некоторую независимость и учились развлекаться самостоятельно, по крайней мере в течение небольших отрезков времени. Это не только дает возможность матери заняться какими-то другими делами, но и усиливает самоуважение ребенка. Кроме того, он начинает таким образом понимать, что остальные люди имеют собственные права и потребности, - еще одна важная концепция, которую ребенку необходимо усвоить с ранних лет.
Если предположить, что у вас нет сознательного намерения испортить своего ребенка, а, наоборот, вы хотите отучить его от этой вредной привычки, то пришло время заняться этим.
Прежде всего выясните, не вызвано ли желание ребенка постоянно находиться с вами тем, что он на самом деле не получает с вашей стороны достаточного внимания. Отрываетесь ли вы несколько раз за день от своих дел для того, чтобы позаниматься с ребенком, или большая часть вашего общения сводится к тому, что вы сажаете его с игрушкой в манеж, пристегиваете к детскому сиденью, оставляете в детских качелях, пока готовите ужин, берете на руки в ответ на плач и носите с собой, продолжая заниматься собственными делами? Если это так, то, вероятно, ваш ребенок пришел к выводу, что весь день находиться у вас на руках, возможно, и не очень интересно, но это лучше, чем вообще не получать с вашей стороны никакого внимания.
Затем проверьте, удовлетворяются ли все физиологические потребности ребенка: чистый ли у него подгузник, не пришло ли время для кормления, не хочет ли он пить, не устал ли он. Если это так, то сделайте все, что нужно, а затем перейдите к следующему шагу. Переместите его на новое место: в манеж, если он находился в кроватке; в ходунки, если он играл в манеже; на пол, если он был в ходунках. Это может удовлетворить его тягу к смене обстановки.
Убедитесь в том, что у ребенка есть игрушки или другие предметы, способные привлечь его внимание, - кастрюли и сковородки, мягкие игрушки или доски активности - вы знаете, что ему нравится. Поскольку его внимание удерживается ненадолго, в пределах досягаемости должны находиться 2-3 игрушки; однако слишком большое их количество может быстро переутомить ребенка. Если ребенок начнет проявлять беспокойство, замените игрушки или покажите ему, как ;стучать по кастрюле деревянной ложкой, найдите `глазки-носик-ротик` на мягкой игрушке, прокрутите цилиндр и поверните циферблат на доске активности, чтобы он понял, как в нее играть, и попытался сделать то же самое.
Если ребенок увлекся новым занятием, но продолжает при этом по инерции возражать, скажите ему, что у вас есть дела, и покиньте его без лишних колебаний. Оставайтесь в пределах видимости, если это помогает, но в том случае, если ваше присутствие усиливает недовольство ребенка, уйдите из пределов видимости (но не из пределов слышимости и только если он находится в безопасном манеже или кроватке). Прежде чем это сделать, высуньте голову из-за угла, играя в `куку`, чтобы показать ему, что вы можете исчезнуть, но потом появиться снова.
Оставляйте ребенка одного каждый раз на чуть больший срок, но всегда возвращайтесь к нему до того, как он начнет кричать, чтобы успокоить, после чего начинайте все заново. Старайтесь не брать его на руки как можно дольше, но не устраивайте борьбу характеров - он почти наверняка выиграет. Если вы будете ждать, когда ребенок закричит, чтобы взять его на руки, то он быстро поймет, что это верный способ привлечь к себе внимание.
Не надо беспокоиться или чувствовать себя виноватой из-за того, что вы не берете на руки ребенка и не играете с ним каждую минуту. Если вы будете так делать, то ребенок решит, что игра в одиночестве - это наказание. Поэтому, если вы уделяете ему достаточно внимания в течение дня, пребывание ребенка некоторое время в одиночестве пойдет на пользу вам обоим. |