Грудные дети первым делом начинают произносить гласные звуки `а`, `е`, `о`, `у`, и это происходит между первым и концом второго месяца. Поначалу мелодичное агуканье, сопровождаемое гортанными звуками, кажется совершенно случайным, но затем вы начинаете замечать, что оно обращено к вам, когда вы разговариваете со своим малышом, или к плюшевой игрушке в манеже, погремушке, висящей над кроваткой, или даже к цветку на полке. Подобные вокальные упражнения часто практикуются как для собственного удовольствия, так и для вашего: ребенку словно бы нравится слушать звуки собственного голоса. Они также имеют образовательное значение: ребенок узнает, какие комбинации горла, языка и губ позволяют произносить различные звуки.
Для родителей агуканье - долгожданный шаг, ведущий на новый уровень общения. И это только начало- За период от нескольких недель до нескольких месяцев ребенок добавляет к своему репертуару громкий смех (обычно в 3,5 месяца), повизгивание (к 4,5 месяца) и несколько согласных звуков. Диапазон первых согласных, произносимых ребенком, очень широк - некоторые дети начинают произносить несколько похожих на согласные звуков на третий месяц, другие - только к пятому-шестому месяцу.
Когда ребенок начинает экспериментировать с согласными, он обычно находит сразу один-два звука и повторяет их в одном и том же сочетании (`ба`, `га`, `да`) снова и снова. На следующей неделе он может наткнуться на новую комбинацию и словно бы забывает про первую, но это не так. Поскольку способность ребенка к концентрации ограничена, он обычно тратит все силы на то, чтобы за какой-то промежуток времени хорошо овладеть одной комбинацией.
Следом за двусложными звуками с одним согласным (`а-га`, `а-ба`, `а-да`) ребенок приблизительно в 6 месяцев начинает произносить нараспев целые цепочки согласных (`да-да-да-да-ад-да`), что обычно и называют детским лепетом. К восьми месяцам многие дети умеют произносить похожие на слова двусложные звуки (`да-да`, `ма-ма`, `ба-ба`), не придавая им конкретного смысла, обычно вплоть до 10-11-го месяца. Умение произносить все согласные у многих детей приходит значительно позже, часто только к 4-5 годам. Совершенно нормальные дети испытывают трудности с некоторыми согласными (обычно `л` и `с`) даже в школьные годы.
Некоторые нормальные дети начинают овладевать языком раньше среднего возраста, другие - позже. Около 10% младенцев начинают агукать к концу первого месяца жизни, 10% - с третьего месяца, Некоторые начинают произносить цепочки согласных до 4,5 месяца; другие - только в 8 месяцев. Ранняя вербализация может указывать на хорошие способности овладения языком (хотя этому нет определенных доказательств); у детей, которые сильно отстают и попадают в меньшие 10%, могут быть проблемы с развитием или здоровьем, но об этом тоже нельзя судить определенно. Ясно только то, что вам еще рано испытывать беспокойство из-за того, что ребенок не произносит какие-то звуки, поскольку его отставание пока еще в пределах нормы.
Если в последующие несколько месяцев, несмотря на все ваши усилия, вам покажется, что ваш ребенок отстает от основных показателей развития, поговорите с вашим детским доктором. Не исключено, что вы просто не замечаете вокальных успехов своего малыша в силу своей занятости (такое порой случается со вторым ребенком). В редких случаях, когда возникает реальная проблема, ранняя диагностика помогает успешно ее решить.
Только ваш ребенок знает это наверняка, но он вам пока ничего не скажет, Когда именно ребенок делает переход от звуков, имитирующих реальные слова, но не имеющих смысла, к осмысленной речи, трудно точно определить. Возможно, ваш ребенок сейчас просто практикует звук `м`, может быть, он зовет маму, но на самом деле это не имеет значения. Важно то, что он произносит звуки и пытается имитировать те слова, которые слышит. Многие дети сначала говорят `па-па` не потому, что они больше любят отца, просто эта согласная им легче дается.
Возраст, когда ребенок произносит первое настоящее слово, сильно варьирует и, разумеется, в большой степени зависит от необъективной интерпретации родителей. Согласно мнению экспертов, средний ребенок способен впервые сказать то, что он хочет, и иметь в виду то, что он сказал, где-то между 10-14 месяцами. Небольшой процент детей начинает на пару месяцев раньше, а другие, совершенно нормальные дети, не произносят ни одного внятного слова до середины второго года. Однако бывает и так, что ребенок уже использует слоги по отдельности и в комбинации, для того чтобы обозначать ими предметы (`бу` - для бутылочки, `ав` - для собаки), но его родители могут этого не замечать до тех пор, пока произношение не станет четче. Ребенок, который очень занят развитием моторных навыков, например рано начал ползать и ходить и теперь целиком занят тем, как подниматься вверх по лестнице или ездить на игрушечной пожарной машине, способен несколько отставать от менее активных детей в освоении различных звуков. Но если по его поведению ясно, что он понимает многие слова из тех, что слышит в кругу семьи, то здесь не о чем волноваться.
Ребенок начинает развивать свои лексические навыки задолго до того, как произносит первое слово. Сначала он учится понимать то, что ему говорят. Основы рецептивного языка закладываются сразу после рождения, когда ваш ребенок слышит первые слова. Постепенно он начинает выделять отдельные слова из окружающей его языковой путаницы, а затем, где-то в середине первого года, вы однажды произносите его имя, и он поворачивается. Он узнал слово. Вскоре после этого он начинает узнавать имена других людей и названия предметов, которые видит ежедневно, такие, как мама, папа, бутылочка, сок, хлеб. Через несколько месяцев или даже раньше он может начать выполнять простые команды: `Дай мне бутылочку`, `Помаши на прощание ручкой` или `Поцелуй маму`. Эта способность понимать возникает и развивается скорее, чем сама речь, и является ее важным предвестником. Вы можете каждый день поощрять языковое развитие ребенка, как рецептивное, так и экспрессивное, самыми разными способами. |