Владение вторым языком дает ребенку бесценный опыт общения, позволяет ему нестандартно мыслить и улучшает самооценку. Если на этом языке говорили его предки, то он также приобретает связь с семейными корнями.
Однако нет полного согласия относительно того, когда нужно начинать изучение второго языка. Некоторые специалисты предлагают начинать сразу после рождения, но другие считают, что в столь раннем возрасте ребенок будет испытывать трудности с обоими языками, хотя, вероятно, лишь временные. Они обычно рекомендуют подождать, когда ребенку исполнится 2,5 года, и только потом знакомить его со вторым языком. Уже не вызывает сомнений, что задержка обучения второму языку до того момента, как ребенок научится читать, замедляет его освоение, а раннее знакомство со звуками нового языка (в виде песен, например), напротив, улучшает результаты.
Независимо от того, когда вы начнете, сейчас или через пару лет, есть несколько способов подтолкнуть ребенка к изучению второго языка. Один из родителей может говорить на английском, а второй - на иностранном языке (как предлагает ваш муж), или оба родителя разговаривают с ребенком на иностранном языке (рассчитывая на то, что ребенок освоит английский в школе или еще где-нибудь), или бабушка, сиделка, няня используют иностранный язык, а родители английский (как правило, наименее эффективный метод). Ни один из методов изучения языка не будет полностью успешным, если `учитель` не владеет им свободно.
Чтобы овладеть иностранным языком, эксперты рекомендуют не `обучаться` ему, а `погрузиться` в него, т.е. играть в различные игры, используя иностранный язык, читать на нем книги, рассказывать стихи, слушать записи, смотреть видеофильмы, посещать друзей, которые разговаривают на этом языке, и по возможности бывать в местах, где этот язык является основным средством общения. Кто бы ни говорил на втором языке, он должен общаться с ребенком исключительно на нем, не поддаваясь соблазну перейти на английский, если ребенок испытывает трудности с пониманием. После того как ребенок пойдет в школу, он научится писать и читать на втором языке, благодаря чему сможет владеть им свободно.
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
Если ребенок понимает все, что ему говорят, и даже пытается имитировать звуки, пусть пока безуспешно, то с его слухом почти наверняка все в порядке. То, что она использует язык жестов или другие невербальные способы выражения своих потребностей и мыслей (такие, как мычание), это лишь придуманный ею способ справиться с разрывом между пониманием и активной речью. Некоторые дети испытывают больше трудностей с формированием слов; у многих эти трудности продолжаются даже в дошкольные годы, а порой в период начального обучения. Они могут заменять отдельные буквы в словах, в то время как их сверстники говорят правильно.
Чтобы компенсировать неспособность общаться вербально, многие дети изобретают собственные формы языка, например, как ваша дочь, добиваются успеха в разговоре руками. Поскольку для этого требуются большая изобретательность и сильное желание общаться, оба качества заслуживают поощрения, и вы должны прилагать все усилия для того, чтобы понять особый язык своей дочери и отвечать ей. Но не забывайте, что ваша главная цель заключается в том, чтобы обучить ее настоящей речи. Когда она изображает мелодию колыбельной, скажите ей: `Ты хочешь спать?`, когда она показывает на молоко, отвечайте: `Ты хочешь стакан молока? Хорошо, сейчас я тебе дам`, а если она показывает на свои уши, когда видит кролика в книжке с картинками, ответьте: `0чень хорошо. Это кролик. У кролика длинные уши`. Но если она не реагирует, когда вы окликаете ее со спины или зовете из другой комнаты, и не понимает простые команды, попросите доктора проверить ее слух. |