Кто же чаще всего оказывается страдающей стороной? Это обычно эмоционально чувствительные, впечатлительные и ранимые дети, добрые и ранимые по своей натуре, не способные к агрессии и злости, нуждающиеся, как никто другой, в ласке и заботе. Именно они способны заболеть неврозом в результате грубого, издергивающего отношения взрослых и сверстников. Эти дети хотят быть отзывчивыми и искренними, послушными и примерными, но так, чтобы сохранить чувство собственного достоинства. Другое дело, что все это у них далеко не всегда получается из-за повышенной ранимости, обидчивости и постепенно формирующихся под влиянием неблагоприятных обстоятельств невротических изменений: беспокойства, страхов неуверенности в себе. Помочь им лучше привыкнуть к детскому саду - значит развить у них навыки общения, защиты, помочь найти место и признание в группе. Хорошо, когда этим детям чаще дают главные роли в игре, замечают их успехи, хвалят, поддерживают в трудную минуту, защищают от тех, кто дразнит и способен на агрессию. Для эмоционально чувствительных детей характерна глубокая, прочная привязанность к матери. Поэтому для них тяжела даже временная разлука с матерью в начале посещения детского сада; они подавлены, не находят себе места. И многое в дальнейшей жизни ребенка зависит от того, как встретит его воспитательница, будет ли проявлено к нему внимание и участие. Ведь именно от ее поддержки зависит, обретет ли ребенок свой первый полноценный опыт жизни в коллективе или и в дальнейшем будет сторониться людей и дичиться. Человеческий фактор и здесь преобладает над всеми остальными. Как же можно добиться, чтобы в группе не было ни детей, властно подчиняющих всех остальных, ни тех, что изолирован и отвергнут? О необходимости демократической тактики воспитателя уже говорилось. Hе менее значимы в этом плане направленные игры детей. В особенности сюжетные, ролевые игры по мотивам известных сказок. Сначала сказки читают вслух, затем по желанию детей распределяют роли, и воспроизводятся отдельные сценки. Иногда дается домашнее задание: подумать, как лучше сыграть ту или иную роль, подобрать для нее соответствующие атрибуты, скажем, сделать маску, волшебный ключ, щит и меч. Ясно, что здесь не обойтись без помощи родителей. Да и отдельные сценки или вся сказка ямогут быть прорепетированы дома, все радости и волнения при этом переживаются совместно взрослыми и детьми. Достоинство сказок и в том, что они в аллегорической форме позволяют вскрыть многое из взаимоотношений в группе, эмоционально выплеснуть подавленные чувства агрессии и страха. В связи с этим желательно, чтобы неуверенные в себе, испытывающие много страхов, не способные постоят ь за себя дети брали роли тех сказочных персонажей, которых они боятся: Волка, Бабы Яги, Кощея и т.д. Hаоборот, смелым детям с агрессивным поведением полезно вначале взять роль красной шапочки или других "тихих" персонажей. Подобная расстановка ролей позволяет боязливым детям вжиться в угрожающий образ и преодолеть страх перед ними, как и перед аналогичными проявлениями в жизни. Агрессивно же настроенным детям роли "гонимых" и "слабых" дают возможность лучше понять, осознать, каково приходится тем, кого обижают и преследуют, и, как в зеркальном отображении, увидеть многие из своих отрицательных черт поведения. Полезна и последующая перемена ролей; тогда Волк не так агрессивен, или он получает отпор от осмелевшей Красной Шапочки." (Примеры опускаю), лекарства от проблем,предложенные автором из области фантастики: - уменьшение числа детей в группах, два одновременно работающих воспитателя, повышение зарплаты сотрудникам детских садов, более глубокая профессиональная подготовка воспитателей и методистов, наличие детских психологов, привлечение к работе воспитателей-мужчин и т.п. От себя хочу добавить, что во многом эта глава расчитана на понимающих воспитателей, и готовность родителей вступить в диалог с воспитателем. C некоторыми договориться можно вполне, некоторые всем своим видом демонстрируют неприступность, (была и у нас такая, к ней в группу дети шли очень тяжело), некоторые с родителями за панибрата, но с детьми держатся слищком просто, без должного уважения, как грозная мама, особо не вникая в их проблемы - одеты по погоде, сыты, целы и ладно (и такая у нас была, ее тоже не особо любили именно дети).
|