1.Приказы, команды. "Сейчас же перестань!", "Чтобы больше я этого не слышал!", "Замолчи!". В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности "в беде". В ответ дети сопротивляются, обижаются, упрямятся. Мама: Вова,одевайся скорее(команда), в детский сад опаздываем! Вова: Я не могу,помоги мне. Мама: Не выдумывай!(приказ). Сколько раз уже одевался сам. Вова: Рубашка противная,не хочу её. Мама: Новые фокусы! Ну-ка,сейчас же одевайся!(Приказ). Вова: А у меня не застегивается. Мама: Не застегивается - так и пойдёшь, все ребята увидят, какой ты неряха. Вова: Ты плохая... А разговор мог бы пойти другим путем: Мама: Вова, одевайся скорее, в детский сад опаздываем! Вова: Я не могу, помоги мне. Мама: Не можешь сам справиться. Вова: Рубашка противная, не хочу её. Мама: Тебе не нравится рубашка. Вова: Да, ребята вчера смеялись, говорили,девчачья. Мама: Тебе было очень неприятно. Понимаю... Давай оденем вот эту! Вова: Давай! (Быстро одевается.) В этом разговоре мама настроена на то, чтобы услышать ребенка, а не только свои приказания. Сын делится своей проблемой, мать готова её принять.(см."Как выслушать ребенка.") 2.Угрозы, предупреждения:"Если ты не прекратишь плакать, я уйду", "Ещё раз это повторится, и я возьму ремень". Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик. При частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. 3.Критика, обвинения:"На что это похоже!", "Опять все сделал не так!", "Все из-за тебя!", "зря я на тебя понадеялась!", "Вечно ты!.." Никакой воспитательной роли такие фразы играть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту:(ответное нападение, отрицание, озлобление), либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем.В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы. Вера некоторых родителей в воспитательное значение критики безмерна. Только этим можно объяснить, что иногда в семьях замечания в перемежку с командами становятся главной формой общения с ребенком. Результат - совокупность отрицательных мнений о себе, да ещё высказанная самыми близкими людьми. Что может спасти положение? Первый путь: постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения ( существования вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его. К примеру : "Хорошо, что ты пришел когда обещал", "Мне нравится готовить с тобой вместе". 4.Высмеивание, обзывание:"Плакса - вакса", "Не будь лапшой", "Ну, просто дубина!", "Какой же ты лентяй!" Все это - лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе.Как правило дети обижаются и защищаются : " А сама какая?", "Пусть лапша", "Ну, и буду таким!" 5.Выспрашивание:"Нет, ты все-таки скажи", "Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю ", "Ну,почему ты молчишь?". Удержаться в разговоре от расспросов трудно. Но лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные.(см."Как выслушать ребенка.") Вот пример неудачного диалога: Дочь: Вот, смотри, что я получила! Мама: Четыре по математике. Почему же ты злишься? Дочь: Да,злюсь, а почему не знаю. А ты спрашиваешь: "Почему да почему?" (Уходит от разговора, замыкается.) Более удачный вариант был бы такой: Дочь: Вот, смотри, что я получила! Мама: Четыре по математике. Но я чувствую, что ты злишься. Дочь: Да, я злюсь, а почему, не знаю. Мама: Тебе плохо. Дочь: Да, плохо... Я не хочу, чтобы ты уходила. Мама: Ты хочешь, чтобы я осталась дома.
|