Пришло время изучать размеры предметов: большой, маленький, самый большой, средний... Хорошо бы познакомить ребенка с цветами: желтый, красный, голубой... Да и пора бы уже различать фигуры: квадрат, треугольник, круг... У нас получилось придумать для этой цели игру.
Вырезали из цветной бумаги кружочки большие и маленькие, цветные. Для начала взяли три цвета: желтый, синий, зеленый. Начали складывать парочки, проговаривая: "Большой зеленый кружочек и маленький зеленый кружочек. Большой синий кружочек и маленький синий кружочек"...
Для контроля просили ребенка самостоятельно найти парочку, например, к большому синему кружочку. Проверили усвоил ли ребенок понятие `большой`, запомнил ли синий цвет, правильно ли нашел парочку. Задания для контроля могут быть разные:
- найти парочку к маленькому желтому кружочку;
- найти парочки ко всем большим кружочкам;
- сложив неправильно парочки, попросить исправить ошибку.
Теперь можно добавить средний кружочек и другие цвета. Из трех кружочков можно уже конструировать фигурки. У нас хватило фантазии на снеговичка. К занятию мы оставили знакомые цвета и положили средние кружочки.
Научились строить снеговиков. К следующему занятию поменяли один цвет. Например, синий на красный. Потом работали с четырьмя, пятью, шестью цветами.
Задания для контроля были следующие:
- сложить красного снеговичка;
- найти парочку для среднего зеленого кружочка;
- найти все коричневые кружочки...
А потом у нас появились треугольнички. Собирали парочки и делали из них елочки.
Затем стали давать задания на две фигуры:
- сложить белого снеговика и найти парочку для большого синего треугольничка;
- построить зеленую елочку и синего снеговичка...
Изучая прямоугольки, строили машины. Просто машины и машины, которые перевозили песок.
Задания для контроля усложнялись:
- в готовой машине просили изменить цвет колес;
- построить машину зеленого цвета, которая везет желтый песок;
- кузов - красный, кабина - белая, колеса - черные;
- построить зеленую елочку, желтого снеговичка, и синюю машину....
А когда начали знакомиться с овалом, то начали учиться считать. Потому что складывали цветочки, а у них много лепестков.
А потом малышу стало скучно играть с цветными бумажками, и мы придумали еще один прием. В коробке лезвием вырезали фигурки: круг, овал, прямоугольник, треугольник. Из цветного картона вырезали фигурки.
Задания были такими:
- положить в коробочку синий прямоугольник;
- положить в коробочку зеленый кружочек...
Замечание: нужно рассчитать величину фигур так, чтобы перепутать отверстие для них было невозможно, то есть, чтобы кружок нельзя было положить в квадрат, овал в кружок и так далее.
И еще об одной игре хочу рассказать, моему малышу она очень нравится.
Нужно взять несколько игрушек (в зависимости от возраста - три, пять, семь). Поставить их перед ребенком в ряд. Рассмотреть, перечислить. Потом попросить малыша отвернуться и в этот момент убрать одну игрушку. Повернувшись, ребенок должен ответить, какой игрушки нет. Развивая внимание и память, можно вспоминать цвета и формы. Например: посадить трех зайцев разного цвета - тогда для правильного ответа ребенок должен сказать: "Нет зайчика такого-то цвета". В следующий раз положить разные фигуры: круг, квадрат, овал, крестик. В этом случае ответ ребенка будет таким: "Нет кружочка".
Галочка,
Амурская область, г. Благовещенск.
Иллюстрации автора. |