Я должен сказать, что меня очень мало волнует распространение зайцевских пособий и очень сильно интересует распространение подхода Зайцева, метода Зайцева и принципов обучения по Зайцеву.
При этом у меня создается впечатление, что каждая лаборатория на каком-то этапе своей деятельности становится бизнес-предприятием, и задачи, которые определяли первые шаги исследователей, становятся вторичными по отношению к бизнес-задачам индустрии. Это прекрасно видно по тому, как выглядит индустрия Домана, да и другие лаборатории, разумеется, исключениями не являются. Я пишу эти слова не для того, чтобы как-то "боднуть" известных авторов, но чтобы подчеркнуть, что наша работа " на данном этапе" совершенн а независима и коммерческих задач мы перед собой не ставим. И очень часто, когда ко мне обращаются по электронной почте с просьбой купить пособия Зайцева и переправить их за океан, я пишу, что пособия отличные , но если купить три фламастера и кусок белого картона, то вы сможете сделать пособия , которые будут не хуже оргинала. И сразу же, немедленно ваш ребенок сможет начать по ним заниматься. На сегодняшний день мне кажется, что главное - придумать: как дать ребенку базовые знания, истратив на это как можно меньше времени. И вот, перебирая резервы тяжелого родительского дня, всплывает возможность коротких занятий с ребенком в транспорте, которые я стараюсь делать очень интенсивными. В какой-то момент выяснилось, что даже если ограничиться занятиями в автобусе , ребенок все равно движется вперед. Кроме того, в автобусе ребенка легче "усадить" заниматься, и что еще важнее, легче усадить заниматься родителей, особенно пап.
Пособия для занятий в автобусе. Важно создать для себя широкую папку - несессер, которую можно весело оформить, чтобы короткие занятия в автобусе проходили в игре. Я пользуюсь плотными корочками книг, в которые я в первую очередь вклеил таблицу Зайцева. В пособиях у Зайцева есть вариант таблиц с мелкими складами и они прекрасно умещаются в нашей папке. Получается полная копия таблицы, которая висит на стене в комнате. Чтобы поиск складов, когда ребенок пишет указкой, состоял из тех же движений, и ребенок помнил, где находятся нужные склады. Можно возражать, что склады эт и мелкие, и сам я очень ценю идею Зайцева заниматься по очень крупному шрифту, чтобы отсутствовала нагрузка на глаза.Но, во-первых есть дети, которые теряются в больших буквах и согласны заниматься( и очень успешно) только с маленькими буквами. Во-вторых, мы говорим о занятиях, которые не должны занимать больше чем три-четыре минуты в день. Да и, вклееные в вашу папку, склады Зайцева все равно будут НАМНОГО КРУПНЕЕ чем шрифт любой из существующих детских книг. Нарисуйте сами эти склады и главное пособие готово. Для начала можно сделать еще подобие математической ленты Зайцева, в которой четко будут созданы 10-15 "наливающихся" пирамидок от одного полного шарика до 10-ти или 15-ти, по тому насколько вам хватит места. В моем дорожном "несессере", проживают еще крупные английские слова сказки, котору ю мы учим, несколько "зайцевских" пирамид для пятилетнего студента, иллюстрации примеров на умножение и деление, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА, флаги и столицы и всегда какая-нибудь интересная игра или задача, которая должна подсластить рутинные занятия и еще какие-то мелочи, которые требуют многомесячных повторений, чтобы они глубоко и органично впитались в мозг. Я провожу с детьми в транспорте 5 часов в неделю, а наши блиц-занятия занимают не более пяти минут за поездку- это не тяжело ни мне ни детям. Наша папка ездит с нами и при более длинных поездках, при ожидании в очередях и так далее. Главное, чтобы не нарушался принцип Гленна Домана: занятия должн ы быть очень короткими и по возможности веселыми.
Михаил Федотов Альманах "Раннее развитие" |