Моя сестра, которая тоже воспитывает своих маленьких мальчиков, сказала мне после нескольких месяцев напряженных занятий: "Моя мечта, чтобы они научились читать и оставили меня, наконец, в покое". Я не стала ее разочаровывать раньше времени, но нужно произнести вслух горькую правду. Научившись читать, дети не оставят вас в покое по причине, что читать им будет нечего. Я пересмотрела книжные лавки в пяти капиталистических и в трех бывших социалистических странах, и мои выводы были неутешительными. Я не нашла ни одной книги, которая бы подходила ребенку, который в два-два с половиной года научился читать. Я даже не нашла ни одной книги для ребенка, который научился читать на год позже. В детских книжных развалах я отыскала даже книги самого Домана, иллюстрированные его дочерью - Сьюзен Доман (она директор Института, основанного Гленом Доманом). В книге Домана на каждой странице по одному слову, но картинок на всю книгу всего пять. Надписи следующего содержания: "У девочки пять пальчиков на ножке, а где ее сапожки", или что-то в этом роде. Страниц через десять появляется даже сама девочка, и я решила деньги на это не тратить.
Все книги, которые могли бы заинтересовать моего сына, например, история Бемби - он ее хорошо знал лет с полутора и постепенно, все лучше и лучше учился ее пересказывать, - были напечатаны мелким шрифтом, на каждой странице было по несколько фраз, язык всюду был очень сложным, и справиться с этим было совершенно невозможно. "Новобранцы" (я не знаю, как еще назвать двух-трехлетних детей, которые умеют читать) умеют все-таки в первые месяцы своей новой жизни читать не больше, чем по три слова. Но вот таких книг, где на странице два-три слова и интересная картинка, подводящая вас к следующей картинке, под которой тоже два-три слова, - таких книг в природе нет. Их вам придется создавать самим. Существует две возможности. Можно придумывать новые, свои книги. Я много раз цитировала Сесиль Лупан, она предлагает делать фотосерии и к ним сочинять подходящий текст. Этот вари- ант хорош тем, что ваш ребенок становится главным героем книги, и пару таких книг, конечно, написать можно. Но главный упор, я думаю, надо делать на поиск интересных книге яркими картинками, освещающими все детали текста, и в этих книгах нужно полностью переписывать текст.
Идеальной книгой для такой переработки является, на мой взгляд "Буратино" Алексея Толстого. Эта книга обычно выпускается с подробнейшими картинками, на которых нарисован буквально каждый шаг героя. Как связать иллюстрацию и текст? Можно писать слова на белом листе, который вы наклеиваете клейкой лентой на место типографского текста. Это поздний вариант вашей "переработанной" книги, с него не нужно начинать. Для малыша более продуктивно и более интригующе будет заклеивание ВСЕХ страниц "занавесками", на которых крупно пишется ключевое слово. Чтобы увидеть картинку, нужно обязательно прочитать слово. Оно будет связано иллюстрацией и навсегда введено в память. Для начала даже лучше давать по одному слову на каждом развороте, а потом усложнять текст. Пользуясь этим методом, можно переписывать, упрощая, многие сказки, постепенно - на это тоже уйдет НЕ МЕНЬШЕ ГОДА - подводя к обычной детской книге с крупным, но не ГИГАНТСКИМ шрифтом. К счастью, эти книги читаются ребенком много десятков раз, и пять-десять книг окажутся вполне достаточными для этого периода учебы.
Можно создавать книги на основе открыток из сюжетного мультфильма - еще и лучше, если книга будет подкреплена виденным мультфильмом. Эти открытки можно превратить в книжку-гармошку или наклеить их последовательно в тетради. Все же, если не прятать иллюстрацию под слово, в первые месяцы чтения нет полной уверенности, что ребенок обращает внимание и на слово, а не только на картинку. И улучшение техники чтения может затягиваться. Если картинок в книге недостаточно, может быть, можно найти несколько разных изданий этого произведения и "соединить", сделав новую книгу из двух или трех. Так я мечтала найти разные издания историй про дядю Федора - прекрасной книги, в которой немного иллюстраций.
До сих пор надеюсь сделать книгу про Робинзона Крузо. Вообще больше всего книг, которые можно переписывать заново, производится в Соединенных Штатах. Только они печатаются для взрослых. У американцев есть глобальная идея, что всю мировую классику можно переписать в очень сокращенном варианте с картинками, желательно еще с хорошим концом. У меня хранится на полке сборник мировой сказочной классики, в котором ни с одним героем не происходит ничего плохого. Даже оловянный солдатик не погибает, он женится на балерине, и у них рождается много игрушечных детей! Вот такие книги - это прекрасный материал для двухлетнего читателя. Закройте бумажными "занавеска- ми" все любимые картинки в книгах - их рассматривание будет происходить с небольшим мыслительным усилием, от этого книги не станут менее любимыми.
Конечно, чтение книг в этом возрасте может быть не единственной тренировкой малыша. Можно играть в слова. В это время начинается и постепенно усиливается и усложняется программа "Энциклопедические знания". При этом мы имеем дело с обычными маленькими детьми, которые с удовольствием катают тигренка на слове "самолет" или "машина" и купают кукол в слове "море" и слове "ванна". Такое активное заполнение пропасти между первым моментом, когда ребенок читает, и его первой настоящей книгой поможет избежать ситуации, которую я часто встречаю в отчетах родителей: "Научился читать в два года, стал регулярно читать в четыре". Чтобы ребенок читал книги, ему нужны книги. Я хочу еще добавить, что у нас есть комплекс хорошего обращения с книгой. Резать книги, писать на них, вырывать страницы нам запрещали еще родители, но без этого нашу новую, переписанную книгу не создать. Нашим мамам придется нас простить за то, что мы "плохо обращаемся с книгами".
Как придумывать текст в нашей новой книге? Самое правильное - писать ключевое слово, короткое, простое. Другим цветом через неделю можно будет добавить еще слово или два. Внешне текст кажется очень примитивным, но читателю еще очень мало лет. Он с удовольстви- ем следит за текстом, когда его читают взрослые, и легко разбирает его сам. Папа Карло поет. Грустит. Друг принес полено. Режет ножом. Сделал куклу. Это я, Буратино. Хочу кушать. Рисунок. Кусает за ногу. Бросил ботинок. Шапочка. Читай книгу. Иду в школу. Куплю билет. Беги к нам.
Читателю всего два-три года. Половина мира по дороге на работу читает комиксы, украшенные надписями такой же сложности. Половина взрослого мира. Не пытайтесь делать надписи сложнее. Книга про Бемби. Бемби спит. Ой. Снег на носу. Белка. Ловит ртом. Зайчик, пойдем. Вставай, енот. Зеваем. Ему холодно. Иду по снегу. Нельзя на лед. Ха-ха-ха. Вниз на попе. Я тоже. Скользко. Бух, больно. Эта книга, которую мой сын с удовольствием разбирал в 1 год и девять месяцев. Сделать надписи длиннее или сложнее - значит, потерять внимание читателя. Сложность должна быть только на полшага больше, чем может ребенок, чтобы он мог напрячься и выполнить задание. Это должно быть принципом всех занятий - крошечные шаги вперед, не торопите время!
Евгения Тропп Альманах "Раннее развитие" |