8-14 дней
1.Откуда светит свет?
Нужно: неяркий карманный фонарик или ночник(сделать их неяркими можно, затенив свет прозрачной тканью или накрыв лампу абажуром).
Ребенка носят на руках вокруг источника света, затем к лежащему на cпине малышу подносят с разных сторон фонарик или лампу и побуждают его тем самым поварачивать голову и следить глазами за светом.
2. Cледи за игрушкой!
Нужно: яркие погремушки ( шарики, колокольчики, фигурки и пр.) величиной 6-8 сантиметров, однотонные по цвету (оранжевые, красные, желтые, ярко-зеленые или ярко-розовые).
Лежащему на спине ребенку показывают игрушку, держа ее на расстоянии 40-60 сантиметров ( расстояние подбирается для каждого ребенка индивидуально опытным путем). Заметив игрушку, слегка встряхивая, медленно перемещают вправо-влево на 20-30 сантиметров, побуждая малыша следить глазами за предметом.
Примечание: Скоро вы поймете , что ваше лицо для ребенка гораздо интереснее любой игрушки. поэтому если вы хотите познакомить его именно с игрушкой, держите ее на расстоянии вытянутой руки. но потом обязательно дайте малышу вловоль насмотреться на ваше лицо! Через несколько месяцев вы поразитесь тому, как ребенок умеет "считывать" с лица малейшие оттенки вашего настроения.
3. Откуда слышен звук?
Нужно: металлофон (выбирается одна клавиша), бубен, колокольчик, погремушки с разными звуками, металлические и деревянные ложки, детская дудочка, султанчики из шуршащей бумаги и пр.
Слева или справа на расстоянии 25-30 сантиметров от лежащего на спине ребенка ударяют 2-3 раза в бубен (звенят в колокольчик, трясут погремушкой, хлопают в ладоши и т.д.).
Игрушку ребенок пока не видит. Разумеется звук должен быть негромким и приятным. Расстояние и громкость звука подбираются для каждого ребенка индивидуально. Когда - после 3-4 повторений - малыш начнет искать глазами источник звука, ему показывают звучащий предмет (см. предыдущее занятие).
Примечание: Не забывайте, что самым полезным звуком для ребенка (в любом возврасте) является человеческая речь. Если вы не делаете ничего и просто разговариваете с ребенком, вы уже делаете очень много для его развития.
14-20 дней
1. Посмотри на меня!
Взрослый наклоняется над ребенком, смотрит ему в глаза, разговаривает с ним. Когда малыш заинтересуется вашим лицом, постарайтесь несколько секунд не двигаться, "удерживая" на себе его взгляд. Обычно ребенок в этом возрасте фиксирует взгляд на предмете и смотрит на него в течение 5-10 секунд.
Вариант игры: вы держите ребенка на руках и медленно то отдаляете, то приближаете к своему лицу, и так до тех пор, пока он не поймает ваш взгляд. С наибольшей вероятностью вы окажетесь в этот момент в так называемой позе Мадонны - ребенок будет находиться примерно на уровне вашей груди.
2. Посмотри на игрушку!
Занятие проводится анологично занятию "Следи за игрушкой!", но, подвигав игрушкой, вы в какой-то момент задерживаете ее на несколько секунд, позволяя ребенку зафиксировать на ней взгляд и рассмотреть ее.
3. Посмотри на колокольчик!
Точно так же вы можете продолжить игру со звучащими игрушками (см. занятие "Откуда слышен звук?", но теперь игра включает в себя три этапа).
1). Вы звените колокольчиком до тех пор, пока ребенок не начинает искать глазами источник звука.
2). Вы плавно передвигаете колокольчик над ребенком. Малыш должен начать следить за ним глазами.
3). Вы держите колокольчик неподвижно в течение несколькитх секунд, и ребенок фиксирует на нем взгляд.
Уф! Теперь вы понимаете, какое это сложное дело: посмотреть и увидеть!
20-30 дней
1. Дальше - ближе
Нужно: яркие погремушки ( шарики, колокольчики, фигурки и пр.) величиной 6-8 сантиметров, однотонные по цвету (оранжевые, красные, желтые, ярко-зеленые или ярко-розовые). Лучше всего подойдет кружок из картона, на котором нарисовано улыбающееся человеческое лицо ( в стиле " точка, точка, запятая..." ).
Вы снова держите игрушку на расстоянии 40-60 сантиметров над ребенком, лежащим на спине, но перемещаете ее уже по все направлениям: дальше - ближе, вверх - низ, вправо - влево, а также в различном темпе ( быстро - медленно). Ребенок должен фиксировать взгляд на игрушке. Если он отвлекся, займитесь чем-нибудь другим и вернитесь к игре через некоторое время, подбирая темп и растояние по реакции ребенка.
Точно так же проводится занятие со звучащей игрушкой.
2. Картинная галерея
Ваш ребенок вполне может тренироваться в сосредоточении взгляда и без вашей помощи. Для этого устройте ему первую в жизни художественную выставку. Лучшее положение для новорожденного ребенка, на короткое время оставленного без присмотра, - на боку. Лежа на спине, он может захлебнуться при срыгивании, а на животе ему может быть трудно дышать из-за слишком мягкого матраса. Поэтому, когда малыш лежит на боку, основной его картинной галереи становится стенки кровати. На них вы и помещаете картины на расстоянии не менее 30-40 сантиметров от лица ребенка (ближе ему будет трудно их разглядеть из-за физиологической дальнозоркости). Почетное место на этой выставке займут самые драгоценные экспонаты: черно-белые фотографии мамы и папы (оттенки цветов пока еще путают ребенка). На другую стенкку(выставка для другого бока) можно повесить (на выбор):
Черные и белые полоски шириной приблизительно 5 сантиметров;
Черные кружки диаметром 3 сантиметра на белом фоне (чем меньше малыш, тем шире должны быть полоски и больше кружки);
Шахматную доску или мишень. |