1. Потряси колечко!
Нужно: 2 гладких кольца (например, красного и белого цвета) с прикрепленными к ним маленькими колокольчиками или бубенчиками (можно использовать также шарик-погремушку, укрепленный на кольце).
Ребенок лежит на спине. Вы показываете малышу кольцо, встряхиваете его. Затем осторожно разожмите пальчики ребенка и вложите ему кольцо между большими и четырьмя другими пальцами. Одной рукой помогайте ребенку удерживать колечко, потом встряхните кольцо, продолжая фиксировать своей рукой руку ребенка. Приговаривайте:"Колокольчик звенит - динь-динь!" Убедившись, что малыш держит предмет, постепенно отпускаете его руку, давая возможность действовать самостоятельно. Затем вложите другое кольцо в другую руку ребенка.
2. Ухвати колечко!
Нужно: кольцо или кольцевая погремушка и лента для подвешивания.
С этой целью в кольцо пропускается лента, на которой оно подвешивается на высоте 10-15 сантиметров над грудью ребенка слева или справа от него. Вначале кольцо подводят к руке малыша, дабы оно коснулось ее. Затем кольцо отодвигается, чтобы побудить малыша потянуться к нему и схватить. Если у ребенка это не получается, закрепите ленточку с кольцом непосредственно над ним и поучите его процессу хватания: медленно ведите руку малыша к кольцу, легонько разожмите ладошку, пропустите четыре пальца внутрь кольца и помогите ребенку сжать его, а затем и встряхнуть.
Во второй части занятия упражнение повторяют из положения лежа на животе.
Аналогичное занятие проводится с другими предметами (цветными трубочками, шариками, вертушками и пр.), расположенными перед ребенком на низко натянутом на уровне его полусогнутых, поднятых вверх рук шнуре. Малыш может не только захватывать предметы, но и смещать их влево и вправо.
3. Какие разные игрушки!
Нужно: игрушки для подвешивания - шарики разных цветов, размеров и форм, цилиндры из различных тканей, деревянные или пластмассовые, мягкие игрушки - животные, грибочки, овощи, ягоды и пр.
Ребенок лежит на спине. Поочередно вкладывайте в его руку предметы, отличающиеся друг от друга формой, цветом, весом либо материалом (тяжелый или легкий шарик, деревянная или металлическая ложка, зеленый огурчик и красная ягода, разноцветные кубики и т.д.). Называйте игрушки:"Ша-а-рик!", "Ку-у-бик!". Затем подвесьте одну из пар игрушек над кроваткой и дайте ребенку самостоятельно схватить и пощупать их. Если малышу еще трудно это сделать, помогите ему (см. предыдущее упражнение). Повторите это упражнение, когда ребенок лежит на животе, чтобы он научился захватывать предмет из любого положения.
4. Перевернись и схвати!
Нужно: музыкальная игрушка (колокольчик, бубен, погремушка) и маленькая картонная ширмочка.
Ребенок лежит на спине. Вы, находясь сбоку от него, закрываете колокольчик ширмочкой и несколько раз встряхиваете его, пока малыш не повернет к вам голову и не начнет искать источник звука. Затем уберите ширму и "подразните" ребенка колокольчиком, поднося его к руке малыша, но не давая ухватиться до тех пор, пока он не перевернется на живот. Помогите ему завершить поворот, если это необходимо, и дайте возможность схватить игрушку.
В следующий раз заставьте ребенка перевернуться уже в другую сторону.
5. Ухвати ленточку!
Нужно: атласная лента длиной 20 сантиметров и шнурок с узелками (к концам ленты и шнурка привязаны маленькие колокольчики или погремушки).
Ребенок лежит на спине. Вы держите перед ним ленточку вертикально. Если ребенку не удается самостоятельно схватить ее, помогите ему. Когда ленточка окажется в кулаке малыша, осторожно потяните за нее, давая ребенку возможность ощупать гладкую скользящую поверхность. Затем снова предложите ему схватить ленточку, расположив ее уже горизонтально. Для этого малышу нужно будет развернуть ладонь.
Аналогичное занятие проводится со шнурком с узелками - ребенок изучает другой вид поверхности. |