В последнее время возрос интерес родителей и воспитателей к трудам Марии Монтессори- итальянского врача и педагога (1870-1952 ). Разработанные ею методики, основанные на многолетних наблюдениях за деятельностью детей, создают уникальные условия для развития моторных навыков, накопления богатого сенсорного опыта, его постепенного обобщения самим ребенком. Развитие малыша происходит самым естественным образом - через врожденное стремление к движению и самостоятельное обращение с разнообразными материалами. Девизом педагогики Марии Монтесори можно считать слова ребенка, обращенные ко взрослому: "ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ". Благодаря развитию тонких моторных навыков значительно ускоряется общее развитие ребенка, закладываются основы для обучения чтению и письму, совершенствуется речь. Часть упражнений происходит из повседневных домашних дел (уход за цветами, переливание воды, чистка металлических вещей). Ребенок приобретает неоценимый опыт свободного, самостоятельного, осознанного поведения в окружающем мире, растет его независимость и уверенность в себе. Мы предлагаем вам подробнее познакомиться с некоторыми методиками Марии Монтесори.
Рамки Монтессори
Эта игра наиболее известна среди родителей. Многие знакомы с ней по книгам Никитиных. "Рамки Монтесори" - это набор квадратных рамок-пластинок с вырезанными в центре отверстиями разной формы. Рамки можно сделать из плотного картона, фанеры, пенополиэтилена (разные варианты таких рамок из "пенки" иногда попадаются в продаже). Игра предоставляет широкие возможности для проявления фантазии родителей. Монтесори предлагает 10 фигур (квадрат, прямоугольник, круг, эллипс, трапеция, пятиугольник, треугольник, полукружия). Никитины добавляют к этому набору шестиугольник и пятиугольную звезду, разные виды треугольников, параллелограмм и ромб. В принципе, набор фигур может быть любым, главное - он должен соответствовать развитию ребенка и его интересам. Можно даже сделать (или купить) рамки с вкладышами произвольной формы (фигурки зверей, листья, цветы ).
В методиках Монтессори эта игра предлагается детям трехлетнего возраста, но можно с успехом играть и с малышами 1,5-2-х лет. Занятия с рамками разнообразны и зависят от фантазии родителей и ребенка. Основное действие: взрослый раскладывает рамки и вкладыши отдельно и предлагает малышу "закрыть окошки в доме" подходящими рамками. Двухлетке можно предложить для начала 3-4 фигуры. Успехом для малыша будет даже выбрать правильный вкладыш, а если ему удастся ровно вложить его в рамку - ваш ребенок заслуживает самой восторженной похвалы. Не забывайте правильно называть фигуры - несколько недель занятий - и ваш малыш прекрасно запомнит эти якобы сложные геометрические понятия. Постепенно увеличивайте количество рамок, но не торопите ребенка. Малышам постарше можно предложить закрывать рамки вкладышами на время или даже с завязанными глазами.
Другое интересное занятие с рамками - обводить контуры карандашами. Покажите ребенку как нужно аккуратно прижать рамку к бумаге и обведите контур цветным карандашом. Уберите рамку и вместе полюбуйтесь результатом. Покажите малышу как можно заштриховать фигурку. Пусть он попробует сделать это сам. Обводя разные рамки и закрашивая их разными цветами, можно создавать удивительные узоры. Игра помогает малышу усвоить основные геометрические понятия, "ставит руку", готовит к рисованию и письму.
Слушаем и пишем
Для этих занятий вам понадобятся вырезанные из шершавой бумаги буквы, наклеенные на кусочки дерева или картона. Лучше рисовать "письменные" буквы - тогда упражнение будет служить также для подготовки ребенка к письму. Возьмите 2-3 карточки с буквами, произносите звуки и одновременно обводите буквы указательным пальцем. Попросите ребенка назвать слова, в которых слышится такой звук. Предложите ему самому обвести букву пальчиком - это подготовит его руку к письму. Постепенно познакомьте малыша со всем алфавитом. Обращайте внимание ребенка на гласные и согласные - их лучше сделать отличающимися по цвету.
Можно вместе с ребенком придумывать слова, в которых данный звук есть в начале или в середине. Если вы занимаетесь с группой детей - предложите им выбрать буквы, с которых начинаются их имена. Обязательно при этом произносите соответствующий звук. Можно обводить буквы с закрытыми глазами.
В результате этих упражнений ребенок начинает связывать форму букв с их звучанием, приобретает начальные навыки письма.
Вы можете узнать о детских садах Монтессори в разделе "Советы родителей".
Там же Вы можете найти список детских садов Монтессори Москвы.
А также Вы можете прочитать или скачать книгу Марии Монтессори.