Нэнси Родкин-Ротеринг рассказывает о том, как ее четырехлетний сын Джек ударился головой о выдвижной ящик, да еще так сильно, что у него пошла кровь. В том, что ребенок ушибся, не было, конечно, ничего хорошего. Но нет худа без добра: видя, как Джек заливается слезами, его двухлетний братишка Энди тут же подбежал к нему и предложил стакан воды и свою любимую книжку. - Дать тебе книжку, Джек? - участливо спросил он. Нэнси тронуло подобное проявление сочувствия. `Я была в восторге от того, что моему крохе могла прийти в голову такая благородная мысль, - говорит она. - Он сделал все, чтобы утешить брата`. Все родители без исключения хотят, чтобы из их детей вышел толк. Но для многих нет ничего более важного, чем вырастить `хорошего` ребенка - такого, который отличал бы добро от зла, умел сочувствовать и стремился жить честно. Нравственность - понятие несколько абстрактное, так каким же образом формировать ее в детях? `Воспитать ребенка высоконравственным человеком можно только на собственном примере, - считает психолог из Университета Тафтса Дэвид Элкинд. - Если вы честны, прямодушны, порядочны и способны думать не только о себе, эти качества усвоит и ваш ребенок`. В современном мире с его стремительными темпами, где так мало безусловных образцов для подражания, а преступность распространилась на детей и подростков, задача воспитать в ребенке нравственность приобретает особую актуальность. Но в одночасье этого не сделаешь - нравственность формируется медленно и постепенно. Родители все больше и больше убеждаются в том, что даже совсем маленькие дети улавливают разницу между хорошими поступками и дурными. `В возрасте от года до двух они уже понимают, что существуют определенные правила, но следуют им в основном только в присутствии взрослых`, - говорит д-р Барбара Ховард, специалист по изучению поведенческих реакций у детей на различных этапах развития, Университет Джонса Хопкинса. После двух они начинают, правда не всегда, подчиняться правилам, даже когда никого из взрослых рядом нет. И любой взрослый, который, бывает, превышает допустимую скорость на своей машине, знает, что на протяжении всей жизни люди продолжают вести себя `по обстоятельствам`. Детские психологи утверждают, что, для того чтобы отвечать за свои поступки, дети должны и на эмоциональном, и на когнитивном уровне отличать добро от зла, понимать и умом, и сердцем, что они поступили плохо. И все же, как ни старайся, насильно хорошее ребенку не привьешь. А вот направить его по верному пути можно. Определитесь со своими ценностями. Решите для себя, какие качества наиболее значимы для вас, и поступайте так, как бы вы хотели, чтобы поступали ваши дети. `Если вы ведете какую-то общественную работу и вовлекаете в нее детей, они обязательно последуют вашему примеру, - говорит Джозеф Хаган, председатель Комитета по делам семьи при Американской академии педиатрии. -А если, споткнувшись, вы ругаетесь последними словами, что, по-вашему, слетит с уст вашего ребенка, когда он споткнется сам?` Хвалите за хорошее поведение. `Акцентируйте внимание на тех поступках, которые достойны вашего одобрения`, - советует психолог из Детской мемориальной больницы в Чикаго Кори Скидмор. `Вместо того чтобы ругать малыша за беспорядок в комнате, похвалите его за прибранный уголок`, - рекомендует Харри Гарднер, детский врач из Дарьена, штат Иллинойс. Не упускайте шанса извлечь урок. Когда детям Гарднера было три и четыре года, у входа в магазин они нашли десятидолларовую бумажку Гарднер заговорил с детьми о ценности, которую представляли деньги, - и они поспешили отдать их хозяину магазина на тот случай, если за ними кто-то вернется. Для себя они решили: правило `что нашел, то мое` распространяется только на мелкие монеты. Следите за тем, что смотрит ваш ребенок. `Если дети, бесконтрольно сидя у телевизора, видят на экране насилие или секс, у них, скорее, сложится искаженное представление о том, как строить свои отношения с людьми, - считает Карен Бо-лин, директор Центра пропаганды морали и нравственности Бостон-ского университета. - Дети импульсивны по натуре, хорошие привычки не формируются сами собой`. Говорите о последствиях. Родители могут советоваться с детьми при выборе наказания, которое будет справедливым, например никакого телевизора. `К ним приходит осознание того, что их голос что-нибудь да значит`, - говорит Мар-вин Беркович, преподаватель основ нравственного воспитания из Миссурийского университета в Сент-Луисе. Имея возможность выбора - даже в таком простом деле, как обеденное меню, - в более старшем возрасте дети будут готовы к ситуациям, которые потребуют от них выбора. `Если в два года они не научатся делать выбор в каких-то пустяках, как они будут решать, пить им или нет, в четырнадцать лет?` - задается вопросом врач-терапевт Нэнси Дики, главный редактор интерактивного информационного центра `Медем`. Помогите вашему ребенку взглянуть на ситуацию с другой стороны. Если ребенок ударил братика или сестренку, постарайтесь донести до него, что чувствует при этом младший. `Что же ты делаешь, это же больно. А если бы тебя так?` - предлагает свой вариант поведения Барбара Ховард из Университета Джонса Хопкинса. Или попробуйте заставить ребенка, нашедшего чужого плюшевого мишку, задуматься о том, как переживал бы он сам, случись ему потерять своего любимца, и как бы он обрадовался, если бы мишку ему вернули. Одно дело - сидеть в воскресной школе и слушать проповеди о том, что `с другими надо поступать так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой`. И совсем другое дело - жить по этому правилу. Чем в итоге безошибочно проверяются нравственные качества ребенка? Тем, как он ведет себя в отсутствие мамы с папой.
КАРЕН СПРИНГЕН |