К сожалению, есть ВУЗы, где на консультациях абитуриент получает мало необходимой ему информации. Абитуриенту гораздо легче избежать кризисной ситуации, чем попытаться разрешить ее с положительным результатом для себя. Многие проблемы абитуриента возникают:
от незнания многих особенностей поведения в ВУЗе; от пренебрежительного отношения к деталям экзаменов и самого процесса - поступления в ВУЗ. Рассмотрим стандартные ситуации, в которых оказываются абитуриенты практически из года в год. Как вести себя в том или другом случае /иногда в очень простой ситуации/. К кому обратиться по тому или другому вопросу. Ситуация 1. Комиссия не принимает документы абитуриента: Абитуриент выжидает оглашения первых результатов подачи документов - "Сколько человек претендует на 1 место", а затем выбирает специальность /или ВУЗ/ - где конкурс ниже. Подает документы в приемную комиссию и, если в его документах находят неточности /это бывает довольно часто!/, то их возвращают абитуриенту для устранения выявленных недостатков. Обычно на это уходит 5-10 дней. Прием документов к этому времени уже завершен, а абитуриент не успел их снова предоставить в ВУЗ /к указанному сроку/. Выход - сдавать документы в ВУЗ как можно раньше, как минимум дней за 10-12 до окончания срока приема документов. Ситуация 2. Абитуриента не допускают к экзамену: при опоздании на экзамен /обычно это те, кто ежедневно опаздывал и на занятия в школе - подводит плохая привычка/; прибывших на экзамен без документов /паспорт, экзаменационный лист/. Выход - попытаться "спасти ситуацию", обратиться в Приемную комиссию ВУЗа. Ситуация 3 . Абитуриенту на экзамене задают вопрос не по программе: чаще это случается без злого умысла экзаменатора /он забыл уже эту программу, а посмотреть в лежащую перед ним на столе просто лень - он тоже человек, как и все/; реже, но и такое бывает, абитуриенту задают вопрос не по программе /что запрещено!/, чтобы: - определить, хорошо ли абитуриент знает вопросы школьной программы; - вывести абитуриента из равновесия, заставить поволноваться, а затем "легко свалить" его простым вопросом. Абитуриент, который разволновался, как правило, уже не может: - быстро успокоиться и сосредоточиться; - правильно ответить и на простой вопрос /даже если знает ответ/. Эти приемы недобросовестных экзаменаторов известны со времен СССР. Выход: Абитуриент должен: 1. Пользоваться полными программами для подготовки к экзаменам /а не сокращенными, которые печатают случайные издания, не занимающиеся профессионально вопросами абитуриентов и которые издают подобные материалы от случая к случаю, не вникая в детали вступительных экзаменов/. Иногда ВУЗ дополняет программы несколькими вопросами /вплоть до 1 июля/. Поэтому: а) программу выбранного Вами ВУЗа необходимо уточнить в приемной комиссии 2-3 июля и при этом не забыть выяснить: - когда программа издана /текущий год!/; - четко ли отпечатаны все вопросы; - что изменилось в программе - обязательно сравнить ее с той программой, по которой Вы готовились к экзамену /чтобы при необходимости внести коррективы в подготовку к экзамену/. б) на консультации /перед экзаменом!/, показав преподавателю ВУЗа программу, спросить: "Какие вопросы экзамена не включены в эту программу?". Если такие вопросы нашлись, то их дописывают на полях программы и после консультации обращаются к председателю приемной комиссии для разъяснения им сложившейся ситуации. Приемная комиссия в таких случаях заверяет программы с исправлениями, внесенными на консультации. 2. Четко знать всю программу экзамена /лучше наизусть/, особенно устного экзамена /что позволит абитуриенту в такой ситуации сохранить спокойствие, самообладание и не потерять чувство "душевного равновесия" для дальнейших дискуссий с экзаменаторами, - что очень важно, иногда решает судьбу всего "предприятия"!/. 3. Обратиться к экзаменатору с просьбой, показать данный вопрос в программе экзамена, так как Вы уверены, что он не входит в школьную программу /абитуриент должен знать предмет только в объеме средней школы - программа вступительного экзамена/. Ситуация 4 - Абитуриент заявляет: "Я этого не писал /на экзаменационном бланке/"!!! Такое часто можно услышать от абитуриентов /после сдачи работы экзаменатору кто-то отредактировал, исправил ее в худшую сторону/. Абитуриенты утверждают: - в этом месте у меня была запятая, а не точка с запятой; - ставил точку, а кто ее исправил на запятую; - точно помню - поставил цифру "3", а оказалась "8". Существуют десятки подобных вариантов /на письменных экзаменах, когда работу абитуриента проверяют уже без его присутствия/. Абитуриент - считает, что его работу затем /без него/ кто-то "отредактировал". Экзаменаторы - всегда утверждают, что этого в их ВУЗе "не может быть!". Но "нет дыма без огня". Посмотрите подшивки газет в библиотеках. О чем пишут каждую осень после вступительных экзаменов? В подобной ситуации абитуриенту можно доказать свою правоту, но очень сложно. Выход - на экзамен идите с двумя одинаковыми и обязательно дорогими авторучками /цвет чернил - черный или синий, - те цвета которые разрешены/: - откажет одна авторучка и Вы допишите ответ /своей!/ запасной авторучкой; - никто не откорректирует Вашу работу в худшую сторону /ни один ВУЗ не располагает таким огромным набором дорогих авторучек, которые есть сегодня в продаже/. Но, сдавая документы в Приемную комиссию, сразу выясните у технического секретаря - "На экзаменах я буду писать своей авторучкой или авторучкой, которую предоставит ВУЗ". А затем делайте выводы. Апелляционная комиссия Принимает апелляцию /только от Вас лично!/ о том, что экзаменаторы несправедливо занизили Вам оценку. Подавать за Вас апелляцию никто не имеет права, поэтому необходимо задолго до экзамена разобраться с этим вопросом, чтобы спокойно отстоять свои права /если возникнет такая необходимость/. 80% тех, кто обратился в апелляционную комиссию, выходят оттуда с более высокой оценкой /в основном те, кто еще до экзамена научился правильно делать полные записи ответов на вопросы билетов, как показано в наших справочниках/. Апелляционная комиссия: рассматривает только то, что было написано Вами на экзамене; не рассматривает то, что было сказано Вами экзаменатору - вот в чем тонкость этого дела.
|