Формирование элементарных математических представлений - это еще одно средство умственного развития маленького человека, средство познания и восприятия. Математические понятия усваиваются ребенком не так быстро. К примеру, в отличие от обучения резать ножницами, где нужно все время оттачивать одни и те же движения, обучение мышлению требует гибкого подхода. Необходима длительная практика, благодаря которой ребенок учится классифицировать предметы. Как только вы заметили у своего малыша склонность к классификации, старайтесь помогать ему в этом. Дети очень любят подбирать что-нибудь или сортировать. Для них это не работа, а увлекательная игра. Благодаря подобной деятельности они начинают понимать, что вещи одного типа могут различаться по размеру, форме, цвету. Купите ему набор игрушечных животных (а к нему игрушечные домики, ведерки, грабли и прочие принадлежности фермы) или маленькие машинки (а к ним бензозаправку или станцию технического обслуживания, гаражи и пр.). Составьте набор машинок разного цвета, чтобы ребенок без особых затруднений мог выбрать, например, все зеленые авто, а среди стада животных - розовых поросят или белых лошадок. Для двух-трехлетнего крохи наиболее простое задание - подобрать два одинаковых предмета. Малышу потребуется немного всевозможных безделушек. Кроме маленьких машинок или пластиковых фигурок животных можно классифицировать цветные кубики и детское домино. Иногда ребенку бывает труднее понять задание, чем выполнить его. Поэтому лучше один раз показать, чем несколько раз объяснить. Постепенно вы можете знакомить ребенка со все более сложными приемами подбора. Знакомьте его с различными животными и просите найти таких же. Постройте башню из двух-трех кубиков и попросите построить точно такую же рядом. Или же в определенном порядке выложить цветные бусы. И всякий раз обязательно хвалите вашего труженика. Если же он ошибется, воздержитесь от спонтанного желания назвать его глупым, а лучше скажите "Как попал в стадо коров этот поросенок? Наверное, этот малыш просто заблудился..." Не зря говорится, что дети схватывают все буквально на лету. И хорошо, что для обучения и развития можно использовать любую игровую или житейскую ситуацию. Например, если кроха находится рядом с вами, когда вы готовите на кухне обед, предложите ему отделить все морковки от картофеля или разделить крышки от кастрюль (коробки в кухонном шкафу) на большие и маленькие. Навык такой спокойной, сосредоточенной работы пригодится ребенку, когда он пойдет в детский сад или в школу. Не оставляйте без внимания и старинные игры, развивающие математические способности. Познакомьте малыша с известной детской игрой в карты, покажите ему, как они переворачиваются. Основу любой карточной игры легко менять и тут же создавать новые варианты. Также можно использовать карточки из любого лото. В том, как ребенок обращается с используемыми в игре предметами, проявляются черты будущей личности, особенности характера маленького человека. Однако при этом очень важно, чтобы и вы проявляли интерес к игре, выражали свое отношение к действиям ребенка. Если мама (бабушка или папа) во время игры с малышом сидят с явно скучающим видом, раздраженно торопят малыша или бурно выражают свое недовольство нечего ждать увлеченности от ребенка. Не требуйте, чтобы ребенок сразу проявил активность и самостоятельность в игре. Пусть малыш понаблюдает, как вы, играя, совершаете определенные действия. И помните, что обучающие игрушки надо сразу же менять, как только малыш утрачивает к ним интерес. Ребенок нуждается в помощи даже тогда, когда самостоятельно научится выполнять инструкции. Перед тем, как вы приступите к игре, расскажите ему в доступной форме о возможных вариантах, подскажите, с чего начать. Старайтесь всякий раз терпеливо отвечать на все его вопросы. Совместная деятельность наверняка доставит вам много радости. |