Возьмите лист формата А4. Разрежьте его вдоль на две половинки. Разделите каждую с помощью линейки на три равные части. Это будут большие карты для лото. Маленькие лучше сделать из готовых покупных карточек для записей (они бывают в продаже в канцелярских магазинах), причём чем плотнее они будут, тем лучше. Их нужно подобрать такого размера, чтобы каждая помещалась на одной третей части большой карты. На каждую карточку и на большие карты нужно наклеивать или рисовать парные картинки на любую тему. Желательно подбирать те же темы, которые освещаются в альбомах и других пособиях. При этом, конечно, не нужно дублировать всё в точности - одни птицы попадут в альбом, другие в игру и т.д. Наклеивать можно изображения :
любых растений и их частей (листья, цветы, плоды) ; любых животных ; любых предметов ; цветные геометрические фигуры ( подпись - цвет и форма) ; флаги стран мира ; части географических карт ; склады ; любые портреты ( начать желательно с портретов своих близких, сфотографировав их и заказав печать в двойном экземпляре) Рисовать можно : контуры геометрических фигур ; ноты, музыкальные знаки ; созвездия ; символы планет ; красные точки - количество ; части "Стосчёта Зайцева". Картинки лучше всего брать в специально для этого купленных книгах, а покупать их придётся в двух, если мало картинок, или в четырёх экземплярах, если много картинок. Хорошо для этой цели подходят списанные учебники по природоведению, истории, биологии, географии, которых немало валяется в закромах школьных библиотек (и вам их наверняка с лёгкостью подарит тетя библиотекарша). Можно использовать рекламные журналы и проспекты, особенно те, которые раздают бесплатно. Берите два-четыре экземпляра и вырезайте из них прекрасные яркие картинки. Отлично подходят наклейки-стикерсы для альбомов, которыми сейчас болеют младшие школьники с изображением зверей ( но только не в диснеевском исполнении, а ещё хуже в исполнении безвестного художника дяди Васи из Больших Васюков, а только в виде фотографий). Пожалуйста, не используйте это лото для заучивания картинок из мультиков. На свете так много интересного, кроме них ! Чтобы игра нравилась ребёнку, используйте изображения, содержание которых интересно именно вашему ребёнку. Но и ещё раз хочу повторить. Все ваши занятия с ребёнком должны быть связанны между собой, если вы сделали ему альбом с музыкальными инструментами, птицами, листьями деревьев или предметами посуды, то на эту же тему (но не такие же точно) подберите картинки и игры. На одной большой карте может быть только одно нарисованное и два наклеенных изображения или же все наклеенные, так как они часто ярче и красочнее нарисованных, а нам важно, чтобы карточки манили к себе ребёнка. На каждой маленькой карточке, сзади, должна быть подпись к изображению, например, скрипка, или лист клена остролистного, или ворона, или острый угол, или кастрюля. Писать нужно, конечно же только фломастером, вы замучаетесь запихивать эти бумажки в принтер, выделяя склады оттенками зелёного, ударный - чёрный. Когда вы в самый первый раз будете играть с ребёнком в эту игру, положите перед ним только одну большую карту. Впоследствии кладите две-три, самое большее - четыре карты. Варианты проведения игры: показать ребёнку картинку, назвать её, попросить найти на большой карте, давать накрыть, помочь при необходимости; показать картинку, но не называть, а попросить найти такую же картинку, потом или назвать картинку, если ребёнок ещё плохо говорит или попросить его назвать, дать закрыть; не показывать, но назвать, попросить найти по описанию, дать закрыть; назвать показывая подпись, а потом картинку, дать закрыть; показать подпись, попросить угадать, что там, при необходимости, сказать что там, подождав несколько секунд, дать закрыть картинку. Начинать нужно, конечно, с самых простых вариантов игры, постепенно освоив все. Когда ребёнок будет хорошо знаком с игрой, можно использовать несколько вариантов подачи карточек за один раз. Усовершенствованием и усложнением игры может служить написание слов на обратной стороне больших карт и использованием их для игры в узнавание слова по картинке или по слову. Маленькие карточки от лото можно использовать для классификации по разным признакам - раскладывайте их : по значению картинок (традиционный подход) - фигуры, животные, растения, предметы и т.д., по другим возможным признакам - двигается - не двигается, можно взять в руки - нельзя, съедобное - несъедобное, портрет- пейзаж - предмет, имеет звук - нет, растет - не растет, сделано людьми - не сделано, твердое мягкое, на группы по материалам изготовления - деревянные-металлические - пластмассовые и многое-многое другое, по количеству изображаемых предметов, по цветам - необязательно, чтоб весь предмет был окрашен в один цвет, важно наличие цвета, по форме, другим признакам. Подписи на обратной стороне карточки: по количеству слов, по количеству складов, по наличию складов с нужного кубика, по алфавиту - по первому складу первого слова, по месту ударного склада в слове и так далее. Задавать признаки можно по разному, например, в одну группу изображения у которых есть красный цвет, а в другую - съедобные предметы, тогда между ними окажутся съедобные предметы красного цвета. Кроме простого раскладывания на группы по признакам, можно искать у двух, трех карточек сходные признаки (любые), например, обнаружить сходство между скрипкой и деревом или чашкойи соломенной шляпой. Что между ними может быть общее? Цвет? Форма? Материал? Возможность вместить в себя что-то? Что-нибудь еще? Дети, как правило, находят нестандартные ответы на такие вопросы. |