Возраст: 2-5 лет. Сейчас в продаже имеется много таких игр, как "Танграм", "Пифагор", "Колумбово яйцо", "Волшебный круг", "Волшебный квадрат", "Пентамино", "Гексамино" и других, называемых традиционными головоломками. Это геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей определенным образом. Обычно к играм прилагаются довольно сложные силуэтные задания, которые не всякий взрослый сможет сразу выполнить. Чтобы ребенок смог выполнять такие сложные задания, надо дать ему сначала упрощенные задания. Для игры вам понадобятся сразу два экземпляра одной и той же головоломки. Покажите игру ребенку, рассмотрите с ним детали, назовите их форму и размер. Сравните детали одинаковой формы, но разного размера (треугольники). Научите малыша словам "одинаковый", "такой же" и потренируйтесь в нахождении нескольких абсолютно одинаковых фигур. Если Вашему малышу два года, поиграйте с ним в "Обезьянку" (название этой игры взято из книги "Интеллектуальные игры" Б.П. Никитина). Обезьянкой, конечно, будет Ваш малыш. А так как обезьянки любят "обезьянничать", то есть все повторять за людьми, вот Вы и попросите свою обезьянку все за вами повторять. Возьмите две любые детали головоломки и кладите их на стол - одну над другой или рядом, разными сторонами друг к другу. Пофантазируйте, и даже из двух деталей может получиться интересная фигура. А малыш пусть пробует повторять ваши "картинки". Когда начнете играть в другой раз, возьмите две другие детали и так далее. Постепенно перейдите к трем деталям (каждый раз можно брать разные детали). И, в конце концов, Вы сможете давать малышу задания из всех деталей игры (хотя это может наступить еще не скоро). Кроме механического повторения придуманных вами рисунков, попросите малыша самому придумать что-нибудь - простой узор (из одного или двух комплектов) или изображение, похожее на какой-то реальный предмет. Поможет развить фантазию Вашего ребенка игра "На что это похоже?" - из двух-трех деталей сложите простой силуэт и сами начните фантазировать - это похоже на "цветок", "мороженное", "вазочку" и так далее. И, конечно, вовлекайте малыша, пусть и он попробует придумать, на что "ЭТО" похоже. Когда ребенок хорошо освоился с деталями игры, предложите ему сложить задание по нарисованному образцу. Их обычно публикуют в книгах, где есть рисунки и изображением самой игры. Если рисунки с заданиями очень мелкие - перерисуйте их или сделайте копии с увеличением. Начните с самых простых фигурок. На первых порах используйте только задания с прорисованными контурами деталей (правда, такие варианты заданий не всегда публикуются, в таком случае, сделайте их самостоятельно), чтобы чрезмерной сложностью задания не отбить у малыша интерес к игре. Потом перейдите к более сложным - силуэтным рисункам. Когда ребенок уже сможет, попросите его не только придумывать, но и зарисовывать придуманные им самим задания. Познакомьте ребенка с понятием "симметрия", показав ему, как можно строить симметричные фигуры и рисунки. Лена Данилова |