Для проведения занятий по конструированию используются плоскостные геометрические формы основных цветов, или так называемый счетный материал, применяемый обычно в группах старшего дошкольного возраста. В основе каждого занятия лежит сюжет, который педагог предлагает детям. В соответствии с этим сюжетом дети вместе с воспитателем складывают из геометрических форм фигурки и небольшие композиции. На первом этапе (при работе с детьми в возрасте от 1,5 до 2 лет) конструируемые фигурки состоят из двух форм. К концу года количество деталей увеличивается до трех-четырех, а в композиции могут быть задействованы 2-3 персонажа. На втором этапе (при работе с детьми в возрасте от 2 до 3 лет) фигурки состоят из 4-5 и более геометрических форм, а сюжеты становятся более сложными. Дети уже могут принимать участие в их разработке. На третьем этапе работы (начиная с трех лет) дети участвуют в составлении коллективных работ. Они уже могут принимать самостоятельные решения, как и из каких фигур складывать персонажей, как их располагать по отношению друг к другу. Предлагаем нашим читателям несколько занятий из цикла "Конструируем с малышами".
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Примерный набор для индивидуальной работы. Количество фигур разного размера можно увеличивать в зависимости от характера задания. На этом занятии дети впервые знакомятся с забавными существами, которые пришли к ним в гости. Это Круг и Палочка. Круг и Палочка хотят подружиться с детьми. Для этого дети должны научиться их узнавать. Педагог предлагает малышам несколько упражнений. 1.Найти фигуры, похожие на Круг, среди тех, что выложены перед ними. 2.Взять один маленький круг в руки. Закрыть глаза, обвести пальчиком по контуру. 3.Найти среди выложенных фигур все палочки. Круг и Палочка хвалят детей и говорят, что за это они научат их волшебным превращениям. Например, им - Кругу и Палочке - ничего не стоит превратиться в: погремушку. Круг и Палочка просят детей закрыть глаза. Педагог складывает из фигур конструкцию под названием "Погремушка". Дети открывают глаза. Педагог просит их полюбоваться на то, во что превратились Круг и Палочка. Уточняет, похожа ли конструкция на погремушку. А затем предлагает детям из маленького круга и маленькой палочки выложить такую же игрушку. ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ (из цикла "Транспортные фигурки") Педагог говорит детям, что сегодня к ним в гости опять пришли Круг и Палочка. Помнят ли их дети? Могут ли они найти среди выложенных фигур такую же фигурку, как их знакомый Круг? А палочку, похожую на их знакомую Палочку? Сегодня Круг и Палочка предлагают детям покататься. На чем можно кататься? (На велосипеде, на коляске, на машине.) Поедем-ка мы на машине. Для этого Кругу и Палочке придется позвать на помощь своих друзей: вдвоем им с таким сложным превращением не справиться. Вот так они собирают машину. Но может ли машина ехать без дороги? Кто из детей знает, что можно превратить в дорогу? Конечно, палочки. Педагог предлагает детям выложить из геометрических форм такую же машину. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ (из цикла "Времена года") 1. Педагог просит детей посмотреть в окно. На улице зима, идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и ложатся на землю. Педагог делает вид, что заметил Круг и Палочку: они возвращаются с прогулки, спешат к ребятам в гости. Круг и Палочка показывают малышам, как с их помощью можно складывать снежинки. Дети выбирают себе ту снежинку, которая им больше всего понравилась, и пытаются сложить такую же. 2. На следующий раз, когда Круг и Палочка появляются в гостях у ребят, Палочка выглядит очень грустной. Круг предлагает детям ее развеселить - придумать какое-нибудь зимнее развлечение. Любят ли дети кататься с горки? Палочка тоже любит. Надо построить горку, Палочка покатается и развеселится. Круг показывает, как надо собирать горку. Дети выкладывают горку. Педагог показывает, как Круг и Палочка по очереди катаются с горки. Дети могут выбрать себе маленькую палочку и тоже покатать ее с горки, которую они выложили. СПРЯЧЕМ ЗАЙЧИШКУ (из цикла "Коллективные работы") Сегодня в гостях у ребят Палочка. Круг очень занят: он готовится к своему дню рождения. Палочка рассказывает ребятам о маленьких зайчатах, которые живут в лесу. В лесу растут лохматые елки с колючими иголками. Елки хоть и колючие, но добрые: они всегда прячут зайчат под своими еловыми лапами, когда те убегают от волка. Неожиданно раздается тревожный стук в дверь. Кто там? Палочка идет открывать. Вбегает испуганный зайчишка. Что случилось? Зайчик рассказывает, что за ним гонится волк, а ему очень страшно. Палочка предлагает ребятам сделать густой лес, где много елочек, чтобы зайчик мог спрятаться от злого волка. Педагог показывает малышам, как сделать елочку из палочек. Дети выкладывают елочки на общем фоне. Палочка спрашивает зайчика, нравится ли ему такой еловый лес. Зайчишка говорит, что в таком лесу волк ни за что его не найдет, благодарит ребят и убегает. Теперь ему не страшно! ПОДАРКИ ДЛЯ КРУГА (из цикла "Работы по собственному замыслу") Воспитатель говорит детям, что у Круга сегодня день рождения. Он пригласил к себе в гости всех ребят. Но на день рождения не ходят без подарков. Поэтому каждый должен постараться приготовить для Круга какой-нибудь сюрприз. Больше всего Круг любит фигурки из цветных форм. Пусть дети что-нибудь для него выложат. Каждый ребенок решает, что он будет выкладывать, и выполняет работу самостоятельно. После этого все садятся на поезд, который тут же складывают из геометрических форм, и "едут" в гости к Кругу. Круг очень рад гостям. Малыши по очереди рассказывают имениннику, какие подарки они ему привезли. Все рассматривают выполненные работы. Педагог может сопровождать рассматривание потешками и коротенькими стихами. Дети ему помогают.
Ольга ПАРФЕНОВА, воспитатель детского сада N 206 г.Красноярска |