Обучение детей самостоятельным действиям после дневного сна Наличие любой стойкой привычки говорит о том, что та или иная деятельность занимает прочное место в сознании человека. И формирование привычек происходит тем быстрее, чем чаще эта деятельность повторяется. Труднее всего формируются у детей культурно-гигиенические навыки, привычки ухаживать за собой, своим телом. Сколько нареканий вызывает нежелание детей чистить зубы, тщательно умываться, содержать в порядке одежду, убирать за собой постель и т.п.! Пока ребенок находится в детском саду, он подчиняется приказу воспитателя, а дома... Большинство проблем здорового образа жизни зарождаются в детстве, а затем переходят во взрослую жизнь. Как и во многих дошкольных учреждениях, мы приучаем детей чистить зубы и полоскать рот после каждого приема пищи, обтираться влажным полотенцем, совершать туалет носа, мыть ноги перед сном. Но говорить о том, что у детей появилась потребность в совершении этих действий, мы не вправе, поскольку эти действия дети совершают по указанию и под присмотром взрослых. Для того чтобы дети могли самостоятельно и осознанно выполнять действия, полезные их организму, необходимо было создать соответствующую ситуацию, которая повторялась бы ежедневно. Лучшего времени, чем пробуждение после дневного сна, решили мы, и придумать нельзя. Этот период в режиме дня не перегружен всевозможными оргмероприятиями, как утро или день. Времени от подъема до полдника вполне достаточно, чтобы дети могли поупражняться в полезной для их организма деятельности. Предлагаемая программа рассчитана на 15-20 минут. Выполняется она каждым ребенком индивидуально, без контроля взрослого (во всяком случае, видимого для ребенка) сразу после пробуждения потянуться, сделать несколько упражнений в постели; встать на массажный коврик, помассировать стопы, помассировать тело с помощью ручного массажера; выполнить в заданной последовательности упражнения на полосе препятствий или спортивном комплексе; принять водные процедуры. Все действия в спальной комнате ребенок выполняет молча, чтобы не разбудить детей, которые еще спят. Это обязательное требование. В групповой, где, пока дети спят, оборудуется несложная и безопасная полоса препятствий, можно тихонько перекинуться парой слов с товарищами. А вот в умывальной комнате и душевой можно и пошуметь, и водой побрызгаться, и посмеяться. Все действия `программы побудки` (как мы ее называем) предварительно разучиваются на специальных физкультурных занятиях в начале учебного года. Для малышей они более простые, для старших детей - уже довольно сложные. Разучив программу, дети сдают `зачет` доктору Айболиту или другому любимому персонажу этой сказки, получая право вставать с постели без разрешения воспитателя. Для них эта возможность является мощным побудительным стимулом. Заправлять постель детям мы не разрешаем. Они должны лишь аккуратно прикрыть ее одеялом. Застилают детские постели взрослые. Ведь, чтобы обеспечить должную гигиену постели, нужно снять и стряхнуть простынку, протереть матрац слегка увлажненной губкой, встряхнуть одеяло, некоторое время дать постели `освежиться` в хорошо проветриваемом помещении и лишь после этого вновь застелить ее. Понятно, что сами дети не могут качественно проделать все эти действия. Если даже заставить их это делать, то они надышатся пылью. Представьте: 15-20 ребятишек трясут в спальной простынки! Не случайно у многих детей развиваются аллергические риниты. Но самое важное, что дети дошкольного возраста как бы `генетически запрограммированы` на уход за ними со стороны взрослых, они нуждаются в нем. Впоследствии, став взрослыми, они так же заботливо будут относиться к своим детям (есть с кого пример брать!). Это хорошо известно дошкольным работникам, постоянно встречающимся с родителями. Далеко не все из них так заботливы к детям, как это требовалось бы. Поэтому мы считаем, что в этом возрасте гораздо важнее научить детей заботиться о своем здоровье, чем учить их, как это делается во многих детских садах, заправлять постели. Из опыта работы педагогов Нижнего Новгорода |