Удовлетворение потребности ребенка в движении - важнейшая составляющая его отличного самочувствия. По подсчетам ученых, ребенок 2-3 лет должен совершать от 4 до 6 тысяч движений в сутки. Это количество физиологически необходимо ему для полноценного физического развития. Однако условия яслей и традиционные подходы к организации физического воспитания детей раннего возраста не позволяют выйти на эти нормативы. Мы постарались создать условия, позволяющие малышу утолить свой `двигательный голод` и максимально разнообразить характер совершаемых им движений. Размеры групповых комнат у нас невелики, поэтому нам пришлось подумать, как на относительно небольшом пространстве создать безопасный и интересный детям мини-стадион. Комплект стандартного физкультурного оборудования, дополненный снарядами и приспособлениями, изготовленными родителями, помог решить эту задачу. Его свободная комплектация позволяет ежедневно менять характер движений и дозировать нагрузки. Спорткомплекс, занимающий не более 5-6 м2, стал любимым местом развлечений малышей. Естественно, сказалось это и на их общем физическом развитии. К концу года дети 2-3 лет смогли пробежать 1,5-2 км без особых признаков усталости. Воспитатели отмечают, что дети стали изобретательнее и осмотрительнее. В комплект оборудования мини-стадиона входят: лесенка-стремянка, шведская стенка, горка-скат, кольца, турник-перекладина, турник-кольцо, кольцо для метания. Основной проблемой при организации свободных игр детей на спорткомплексе являлась проблема обеспечения безопасности. Мы полагаем, что безопасность в основном зависит от того, насколько сам ребенок чувствует, что ему можно, а что нельзя. Этому мы и стараемся учить детей. Кроме того, мы обеспечиваем высокую надежность наших спортивных сооружений и приспособлений. Каждый новый снаряд обязательно проверяется на прочность (выдержит ли, например, взрослого, не скользит ли и т.д.). Другое важное условие обеспечения безопасности - это умение малышей не мешать, а помогать друг другу. Мы учили детей не стоять слишком близко к снаряду, если на нем кто-то занимается, не перебегать линию качания, а также основным правилам страховки при работе на спорткомплексе: правильно захватывать ладошкой перекладину лесенки, падать и т.д. Устанавливая спорткомплексы, мы поначалу опасались травм. Но наши опасения, к счастью, не подтвердились. Своеобразная `полоса препятствий` была оборудована и на не отапливаемых закрытых верандах. Благодаря этому дети имеют возможность не только гулять в любую погоду, но и наращивать свой двигательный потенциал. Анализируя эффективность двигательного режима, мы ориентировались прежде всего на показатели силы, выносливости, быстроты, ловкости. Для оценки использовалась система индексов. Например, мера длины прыжка составляет в норме для детей 1-3 лет 0,6-0,8 длины тела (то есть ребенок 2-3 лет ростом 1 м в норме должен прыгнуть в длину с места на 60-80 см). К четырем годам норма составляет 1. Скоростной индекс в норме по отношению к длине тела ребенка составляет 1,4-1,7 единиц. Метание в норме по отношению к росту составляет 3-5 единиц. При этом вес метательного снаряда должен быть равен 1/100 веса ребенка. Нам пришлось делать мешочки с песком соответствующего веса. Силовой индекс - показатель качества мышц всего организма и одна из ведущих характеристик физического развития. Этот индекс показывает, сколько груза отрывает от земли ребенок в пересчете на 1 кг своего веса. Для этого детям предлагается оторвать от пола груз. Снаряд устроен таким образом, что ребенку не нужно сгибать спину, и вреда формирующемуся позвоночнику не будет (при согнутой спине хрящевые диски позвонков сжаты с одного края, а это вызывает деформацию и боль). При изменении силового индекса в работу включаются самые крупные группы мышц (ног, туловища, плечевого пояса, рук), что дает ощущение напряженности всего тела. Техника выполнения упражнения настолько проста, что изменения можно делать у полуторагодовалых малышей. Силовой индекс у детей стабилен по величине (при нескольких попытках отклонения ничтожны), но точно иллюстрирует состояние здоровья, слабость, усталость и меру тренированности всего организма. Применение системы индексов позволило воспитателям профессионально контролировать развитие малышей, добиваясь гармонии в их телосложении, и объективно сравнивать эффективность различных технологий физического воспитания. Одновременно с анализом физических возможностей детей приводился анализ развития интеллектуальной сферы. В 92% случаев отмечалось увеличение темпов освоения детьми образовательной программы, у 82% детей значительно увеличился словарный запас, практически у всех улучшился процесс формирования понятий. Важным результатом занятий на спорткомплексе является воспитание у детей здоровой психики. Сильный, ловкий малыш, которому удаются новые движения, уверен в себе. Он не боится трудностей. К тому же при своевременном удовлетворении потребности ребенка в движении у него формируется естественное эстетическое отношение к телу, ведь умение выразительно двигаться свойственно любому правильно развивающемуся живому существу.
Наталья Шканова, заведующая ДОУ N 92, г. Нижний Новгород |