Занятие на развитие сенсорного восприятия Предварительная работа: Рассмотреть с детьми картины с изображением природных явлений весны, провести беседы по их содержанию; познакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками, сказками `Медведь и солнце`, `Камень, ручей, сосулька и солнце`, `Заюшкина избушка`, `Белый и черный`; рассказами В.Бианки о птицах и животных). Научить детей играть в дидактические игры: `Что я слышу?`, `Приятные и неприятные звуки`, `Какой у инструмента голос?`. Провести вместе с детьми опыты, демонстрирующие взаимосвязь природных явлений. Материалы: 1. Конверт с `письмом от сороки`. 2. Игровая `тропинка`, выложенная из камешков, шнура, поролонового коврика, пластин с иппликаторами Кузнецова для массажа ступней, ребристой доски. 3. Подборка иллюстраций о весне (4-5 штук). 4. Звукозапись музыкального произведения П. Чайковского `Весна`, звукозапись `Весенние голоса птиц`. 5. Фланелеграф с изображениями перелетных и зимующих птиц (7-9 видов). 6. Поднос, на котором выложены ветки, шишки и кусочки коры ели и сосны, ветки и береста березы, кустики брусничника. 7. Большой игрушечный медведь, накрытый белой тканью, бочонок, в котором в полиэтиленовых пакетах сложены: набухшие почки, оттаявшая земля, баночка с медом. Непосредственно перед занятием землю надо залить горячей водой для усиления запаха. Ход занятия: Воспитатель изображает, будто заметил в окне что-то необычное. Воспитатель: Дети, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?! Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо. Воспитатель: `Собирайтесь скорее В необычный поход. Ждут вас тайны лесные, Вдаль тропинка зовет`. Ребята, хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! Тогда отправимся вот по этой тропинке (указывает на заранее выложенную дорожку). В лес по сказочной тропинке Попадем мы прямиком. Но пройти по ней придется Нам, ребятки, босиком! Звучит музыка. Дети разуваются и по очереди проходят по `тропинке`. Воспитатель: Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что вы видели по дороге? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказывать так, чтобы все поверили: вы действительно шли к лесу. Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шел босиком по мху и т.п. Вот мы с вами и в лесу. Воспитатель подводит детей к выставке с репродукциями, на которых изображена весна. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи, Ты же видишь: мы свои! В какой лес мы пришли? Дети: В весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный. Воспитатель: Какое время года изображено на картинах? Дети: Весна. Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето? Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки. Воспитатель: Теперь и я вижу на всех картинах улыбку весны. Звучит звукозапись `Весенние голоса птиц`. Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Каких птиц вы узнали по голосу? Покажите их на фланелеграфе. Молодцы! А теперь расскажите, какие растения растут в нашем лесу. Воспитатель предлагает детям обследовать предметы, лежащие на подносе, - ветки деревьев, шишки, кусочки коры, мха - и называть растения, которым они принадлежат. А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес? Воспитатель прячется за ширмой и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы: перебирает ветки, постукивает ими, надламывает толстые и тонкие веточки. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть. Над ширмой появляется кукла - Лесовичок. Лесовичок: Вы зачем в лес пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костры разжигать? Дети и воспитатель: Что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом полюбоваться! Лесовичок: А как вести себя в лесу, знаете? Дети: Да! Лесовичок:: Тогда ответьте, что обозначают эти знаки? Лесовичок показывает детям запрещающие знаки: ветки не ломать, гнезда не разорять, костры не разжигать. Дети объясняют их значение. Лесовичок: Порадовали вы меня, ребята! Мне даже поиграть с вами захотелось. Знаете такую игру `Что я слышу?`? Дети: Знаем. Игра `Что я слышу?` На столе прикрыты салфеткой водяной свисток, фольга, чайник с водой, три разных сосуда для переливания воды (чашка, тарелка, банка), платформа с ячейками (вкладыш из конфетной коробки или платформа для заморозки льда). Выбирается водящий. Другие играющие закрывают глаза. Водящий выбирает себе предмет, с помощью которого издает звуки. Все пытаются догадаться, что это был за предмет, а потом говорят, что им напоминают эти звуки. Затем выбирается другой водящий. Лесовичок: Здорово мы с вами поиграли! Ну, мне по своим делам пора. А вы погуляйте в лесу. Здесь много интересного! (Скрывается за ширмой.) Воспитатель натыкается на `снежный холмик`. Воспитатель: А это что такое? Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают игрушечного медведя, лежащего на боку. В лесу уже весна, а медведь еще спит в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его - расскажем закличку, которой в старину весну зазывали. Воспитатель и дети: Весна, весна! Приди, красна, С ясным солнышком, Колокольнышком, Принеси урожай В наш родимый край. Закличка сопровождается ритмическими движениями. Воспитатель: Медведь зашевелился! (Медведь `вылезает` из берлоги.) Он говорит, что у него есть для вас подарки, а что за подарки - нужно по запаху догадаться. Воспитатель достает из бочонка два мешочка. Дети закрывают глаза и пытаются по запаху определить их содержимое. Воспитатель: В первом мешочке - набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке - земля. Как она пахнет после освобождения от ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего огорода. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, а я вас угощу. Какое на вкус угощенье? Кислое? Горькое? Твердое? Дети: Сладкое, мягкое. Это мед! Воспитатель: Конечно, мед! Посмотрите-ка, медведь удивляется, что вы так быстро разгадали его загадки! Вот и подошло к концу наше необычайное путешествие в лес за весенними чудесами. По нашей необычной тропинке возвращаемся домой. Звучит музыка П.И. Чайковского `Весна`. Дети снова по очереди проходят по `тропинке`. Теперь мы знаем, что весну можно не только увидеть, но и услышать, и почувствовать ее чудесный аромат. А главное чудо - сам лес, всегда неповторимый, изменяющийся, таинственный и красивый. И только самым внимательным, любознательным лес открывает свои тайны, а весна дарит свои улыбки.
М.Провина, воспитатель групп для детей с общим недоразвитием речи ДОУ N59 `Медвежонок`
|