Уроки любования природными объектами - один из эффективных методов формирования экологической культуры. В нашем детском саду такие уроки проходят в специально созданной для этой цели `Морской комнате`. Комната представляет собой `морское царство`: на стенах - изображения обитателей морского дна (медуз, осьминогов, морских звезд), по периметру установлены большие аквариумы с рыбами, водяными черепахами и лягушками. Интерьер дополняют морские водоросли, кораллы, камни, создающие эффект присутствия в морских глубинах. Дух моря проявляется и в природных звуках (шум моря, журчание ручья, звуки дождя, голоса птиц), восприятие которых не только содействует глубинному общению с природой, но и позволяет развивать у детей способности к саморегуляции. Перед уроками любования, а затем параллельно с ними проводятся занятия познавательного цикла, на которых дети ближе знакомятся с обитателями аквариумов (золотые рыбки, скалярии, попугайчики, меченосцы, барбусы, пионы, сомики, кардиналы, гуппи, американские красноухие черепахи и т.д.), с экспонатами `Морской комнаты` (морские звезды, ракушки, кораллы) и обитателями морского царства (морские коньки, крабы, звезды, губки и т.д.). В цикл познавательных занятий входят и экологические сказки, герои которых - морские жители. На их примере дети изучают этапы развития водных животных, познают особенности их строения, окраски; узнают, как по внешнему виду отличить самку от самца и т.д. Любуясь красотами водного царства, дети одновременно совершают маленькие открытия: как происходит размножение у разных видов рыб; каковы приспособления водных обитателей к жизни в воде; кроме того, дети наблюдают за особенностями питания и поведения, за реакцией на изменение освещения, теплового режима и пр. Уроки любования в `Морской комнате` проводятся с использованием специально подобранной музыки, эмоционально настраивающей на доверительное отношение с природой. Музыка композиторов-классиков в данном случае является не просто фоном, а средством волшебного превращения звуков природы (капель дождя, пения птиц, шума громовых раскатов) в озвученные музыкальные образы. Для детей вводится ряд обязательных правил поведения на уроках любования:
соблюдать тишину; самостоятельно выбрать удобное для себя место и положение; не мешать другим; сидеть тихо, спокойно наблюдая за интересующими объектами, слушать музыку; вопросы задавать после окончания урока. В работе с детьми используются игрушки-перевертыши на морскую тематику с целью формирования устойчивости внимания и интереса к деятельности у детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями (в т.ч. гиперактивностью). Продолжительность уроков любования определяется возрастными особенностями и индивидуальными характеристиками активности детей на занятиях (интересами, устойчивостью внимания) и составляет для детей: 2-3 лет - 5 минут; 3-4 лет - 5-10 минут; 4-5 лет - 10-15 минут; 5-6 лет - 15-20 минут; 6-7 лет - 20-25 минут. Уроки любования нравятся детям и являются для них своего рода таинственным приключением: дети попадают `во глубины морские`, где их окружают необычные обитатели морского царства; музыкальное сопровождение и природные звуки усиливают эффект присутствия, и дети замирают, будто сливаясь с чарующим миром природы... Эти минуты единения с природой являются незабываемыми моментами, формирующими в глубине детской души задатки подлинной экологической культуры. На завершающей стадии урока происходит обмен мнениями между всеми участниками в форме вопросов и ответов. Вопросы побуждают запоминать, сравнивать, сопоставлять, помогают делать выводы, развивают наблюдательность, формируют осознанное отношение к окружающему миру, намечают перспективы дальнейшего углубленного познания мира природы. В летнее время уроки любования выносятся на природу. Дети наблюдают за природными явлениями, такими, как дождь, гроза, восход, закат, распускание почек на деревьях и кустарниках и т.д. Проводятся также целевые прогулки на пруд, в поле, на поляну, луг, в лес. Дети приучаются контролировать свое поведение и действия товарищей, чтобы не причинять вреда окружающей среде, а получать удовольствие от общения с природой. Для воспитания выдержки, самообладания, способности к самоуправлению мы также используем психотренинговые упражнения (`Лес шумит`; `Ветер-ветерок`; `Послушаем тишину`; `Шум дождя` и др.). О личностном становлении ребенка в ходе общения с природой замечательно сказал В.А. Сухомлинский: `Человек стал человеком тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства: Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий`. Оксана ТИХОНОВА, педагог-психолог |