Цикл занятий для средней группы Занятие 1. Материал:
игра `Рамки и вкладыши` с изображением силуэтов рыб и птиц; тазик с водой; пластмассовые игрушки; деревянный брусок. Воспитатель приглашает детей в `Морскую комнату` и предлагает представить, что они очутились на берегу моря. Здесь очень красиво и хочется поиграть, отдохнуть. `У моря` Дети играют с `камешками на берегу моря`, `плещутся в воде`. Вдоволь `накупавшись`, выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок, закрывают глаза от яркого солнца и отдыхают. Выразительные движения: дети набирают в руки воображаемые камешки, зажимают их в кулаки, подбрасывают вверх, бросают вдаль; поднимают воображаемые брызги с поверхности воды, на лицах улыбки; лежат на солнышке, мышцы лица расслаблены, глаза закрыты, руки свободно раскинуты. Воспитатель говорит, что дети хорошо поиграли и отдохнули, и теперь пора отправляться на прогулку по берегу моря и узнать, кто в море живет. Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает рассмотреть рыбок. Дети рассматривают и отвечают на вопросы: где живут рыбки? какие части тела имеют? что помогает рыбке плавать? Воспитатель показывает жаберные крышки на туловище рыбы и объясняет, для чего они нужны. Затем спрашивает детей: `А почему рыбка такая? Почему она не тонет и не всплывает на поверхность воды?` (поощряются все ответы). Воспитатель предлагает детям самим проверить, почему рыбка не тонет, и высказывает предположение, что рыбка не тонет, потому что она тяжелая. Детям предлагается провести опыт: в тазик с водой помещаются по очереди несколько пластмассовых игрушек и деревянный брусок - они не погружаются в воду, значит, они легче воды. А рыбка - тяжелая, поэтому она и не плавает на поверхности воды. Если бы она была легкая, как деревяшка, она бы всплыла, как всплывают легкие игрушки в тазике с водой. Оказывается, в воде рыбка такая, как ей нужно: она не тонет и не всплывает. Дети наблюдают за рыбками и убеждаются, что они действительно не тонут и не всплывают. В заключение занятия воспитатель предлагает поиграть в игру `Рамки и вкладыши` с изображениями силуэтов рыб и птиц. Дети, выполняя задания, выясняют, где рыбки, а где птички, раскладывают их, объединяя рыб в одну группу, а птиц - в другую. Затем все прощаются с рыбками, а воспитатель говорит, что в следующий раз можно будет узнать еще что-нибудь новое из жизни рыбок. Занятие 2. Материал: игра `Волшебный круг` (круги, разрезанные на несколько частей); маленькие рыбки из пластмассы или картона; тазик с водой; деревянный брусок. Воспитатель вместе с детьми снова отправляется в гости к рыбкам. У входа воспитатель рассказывает, что в царстве рыб всегда тишина, рыбы не любят большого шума и резких движений, и предлагает детям потренироваться. `Тише` Дети то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: `Тише`. Выразительные движения: шея вытянута вперед; указательный палец приставлен к сжатым губам; поднимаются брови. Войдя в `Морскую комнату`, дети негромко здороваются с обитателями аквариума. Затем воспитатель предлагает вспомнить, что дети узнали в прошлый раз (рыба дышит жабрами, плавать ей помогают плавники, рыба тяжелая - она не тонет и не всплывает), и спрашивает у детей, хотели бы они узнать о рыбке что-нибудь новое. Воспитатель предлагает выяснить, почему рыбке легко плавать (выслушиваются все предположения). Затем проводятся опыты. 1. Воспитатель погружает в воду деревянный брусок, пытаясь его затопить. Брусок всплывает, если его не держать. 2. Следующее задание: быстро провести брусок под водой. Вместе с детьми делается вывод, что сделать это трудно, так как вода не позволяет бруску быстро двигаться. Затем воспитатель погружает в воду пластмассовую рыбку и показывает, как легко рыбка движется в воде. Оказывается, все дело в форме тела рыбки. Такая форма при движении не встречает сопротивления воды и поэтому называется обтекаемой (то есть вода не мешает рыбке плыть). Дети наблюдают, как плавают настоящие рыбки в аквариуме, уточняя значение слова `обтекаемая`. В заключение проводится игра `Волшебный круг`: дети составляют из частей целые круги (это озера для рыбок) и помещают туда рыбок из пластмассы или картона. Дети и воспитатель прощаются с рыбками и желают им не скучать и не болеть. |