Цикл занятий для старшего возраста Материал: картинка с изображением корабля, разрезанная на несколько частей; глобус. Предварительная работа: уроки любования в `Морской комнате`, использование развивающих игр, рассматривание иллюстраций, чтение книг о море и его обитателях. Воспитатель вместе с детьми отправляется в `Морскую комнату` и предлагает совершить интересное морское путешествие. А чтобы узнать, на чем путешествовать, предлагает выполнить задание `Сложи картинку`. Когда дети складывают несколько разрезанных картинок вместе, получается изображение корабля. Воспитатель: На этом корабле мы все вместе и отправимся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря. Мы исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях. Корабль готов к отплытию! Займите места на палубе и приготовьтесь слушать мой рассказ. Если мы посмотрим на глобус (показывает детям глобус), то увидим, что большую часть поверхности Земли занимают океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый. Океаны у берегов суши образуют моря. (Воспитатель рассказывает, что на Земле очень много морей, и с их названиями дети познакомятся позже.) А каким бывает море? (Воспитатель выслушивает ответы детей.) Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: погоды, песка, цвета водорослей, цвета морских обитателей. Море может быть то зеленым, То задумчивым светло-синим, Просто светлым и просто синим. Море может быть голубое, Но бывает оно и черным, Черным, мечущимся, покатым, Поднимающимся, горбатым... Вода в море имеет солено-горьковатый вкус, так как в ней растворено много морских солей. (Воспитатель показывает детям морскую соль.) Теперь, познакомившись с морем, можно смело отправляться в плавание. Но не стоит забывать о том, что на море бывают волны, иногда маленькие и спокойные, а иногда высокие и пенящиеся. Воспитатель предлагает детям изобразить спокойное и неспокойное море. `Морские волны` Дети изображают морские волны:
легкие, спокойные; высокие, штормовые. Выразительные движения: сидя на коленках, лица спокойные, на губах легкая улыбка, руками перед собой делают плавные движения; стоя, лица серьезные, губы плотно сжаты, движения резкие, широкие. Воспитатель: Прямо по курсу корабля неизвестные рыбки! Надо с ними познакомиться. Воспитатель рассказывает, показывая при этом в аквариуме, о барбусах, неонах, макроподах, скаляриях (можно по выбору, с учетом времени занятия). Барбусы родом из Юго-Восточной Азии. Их более 50 видов. У самого известного на туловище видны четыре широкие полосы. Туловище короткое и плоское с боков. Эти рыбки очень любят солнечный свет, очень подвижные. Интересная особенность барбусов - они отдыхают или спят вниз головой. Неоны. Что за прелесть эти маленькие рыбки! Яркая полоса на боках светит, как лампочка. Родом они из Южной Америки. Нижняя часть тела - ярко-красная, брюшко белое, плавнички прозрачные. Неоны живут стайками, особенно часто собираются вместе при опасности. Скалярии тоже родом из Южной Америки. У них очень необычная форма туловища: оно сжато по бокам и имеет серебристую окраску. Через туловище проходят три черные полоски, у скалярий очень необычные плавники и красные глаза. Макроподы родом из Юго-Восточной Азии. Они могут быть черными или красными. Эти небольшие рыбки очень неприхотливы: они могут жить даже в холодной воде и непривередливы в еде. Дети рассматривают рыбок и стараются запомнить их названия и особенности. Затем воспитатель напоминает детям, что морское путешествие заканчивается, корабль берет курс домой, а в следующий раз дети познакомятся с другими обитателями морей. |