Материал: 1. Два обруча (синий и красный). 2. Карточки с изображением морских обитателей:
рыб (зеленые, синие, желтые и др.); морских растений (зеленые); осьминога (зеленый); краба (коричневый); морской звезды (красная). Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение соответствующих произведений, углубленная работа по развивающим играм и ежедневная работа по выразительному движению. Воспитатель приглашает детей в `Морскую комнату` и, остановившись у ее дверей, говорит, что сегодня все опять отправятся в увлекательное морское путешествие - опустятся на дно морское. Дети высказывают предположения, на чем можно опуститься на морское дно. Воспитатель выслушивает ответы детей и говорит, что в первое подводное путешествие лучше всего плыть всем вместе на большой подводной лодке. Все рассаживаются в `лодке` (на ковре), и воспитатель дает команду к погружению. Лодка опускается все ниже и ниже, дети внимательно следят за погружением. `Смотри внимательно!` Дети, сидя на коленях, смотрят по сторонам, как бы пытаясь разглядеть, что происходит снаружи, нет ли опасности. Выразительные движения: пристальный взгляд, глаза слегка прищурены. Воспитатель объявляет, что лодка опустилась на морское дно. (Звучит музыка Н.Римского-Корсакова `Шехерезада`, тема - море.) Дети входят в `Морскую комнату`, где включен приглушенный мягкий свет. Дети внимательно глядят по сторонам, включается свет, и... появляется Золотая рыбка (воспитатель). Она приветствует детей от имени жителей подводного царства и самого Подводного царя. Золотая рыбка обещает показать детям все подводные богатства и интересуется, знают ли дети каких-нибудь морских обитателей. Дети показывают и называют рыбок, с которыми познакомились раньше (неоны, барбусы, скалярии, макроподы). Золотая рыбка начинает экскурсию по подводному царству. Она рассказывает о морских обитателях, которые изображены на стенах `Морской комнаты`: осьминоги, крабы, морские звезды, рыба-еж (она вся в колючках), рыба-молот (у нее нос похож на большой молоток), морской петушок и морской окунь, морские черепахи и морские коньки (у них хвост, как якорь у корабля, они любят прикрепляться хвостиками к водорослям и могут часами оставаться неподвижными), медузы и крабы. Золотая рыбка спрашивает, понравился ли детям ее рассказ, и предлагает им поиграть с жителями морского царства. `Два обруча` Золотая рыбка предлагает разместить морских обитателей в двух озерах. Если задание будет выполнено правильно, то морские животные и растения будут чувствовать себя уютно. Задание: 1. В область красного обруча (озера) разместить всех рыбок. 2. В область синего обруча - всех зеленых обитателей моря. Дети выполняют задание и отвечают на вопросы: 1. Какие обитатели моря оказались в области красного обруча? 2. Какие - в области синего обруча? 3. Почему в области пересечения оказались зеленые рыбки? 4. Остался ли кто-либо вне обеих областей? Золотая рыбка хвалит детей за правильно выполненное задание и дарит им на прощание морскую раковину, в которой слышен шум морских волн. Она просит не забывать и беречь морских обитателей. Звучит музыка из оперы Н.Римского-Корсакова `Садко`, и подводная лодка всплывает на поверхность. Воспитатель говорит о том, что морской мир полон различных тайн, и в следующий раз дети могут опять отправиться в подводное путешествие. |