Материал: наборы `Сложи узор`, план-схема `Морской комнаты`, камешки, ракушки, иллюстрации с изображением рыбы-сома. Воспитатель предлагает детям снова совершить путешествие на `дно морское`: очень хочется повидаться с самим царем. В `Морской комнате` под музыку Н.Римского-Корсакова (`Садко`) воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать голос моря. Представьте картинку подводного мира. Что вы видите? (Выслушивает ответы.) Когда дети открывают глаза, то обнаруживают Морского конька (воспитатель), который говорит, что он слуга Подводного царя и отведет детей к нему в гости, если они отгадают его загадки: 1. Через океан плывет великан и выпускает воды фонтан. (Кит) 2. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба) 3. Важно по морю плывет трехэтажный... (теплоход). 4. Подводной лодке не страшна океанская... (волна). 5. От зубастых щук таясь, стороной проплыл... (карась). Дети отгадывают загадки, и Морской конек ведет их в гости к Подводному царю. Морской конек просит немного подождать, говоря, что Подводный царь сейчас пожалует. Дети никогда не видели Подводного царя, им интересно и чуть-чуть страшновато. `Удивление` Выразительные движения:
дети стоят, одна рука прикрывает рот; брови и верхние веки приподняты. Звучит музыка и появляется Подводный царь (воспитатель). Он приветствует детей и предлагает осмотреть его владения. Все вместе рассматривают изображения морских обитателей на стенах, рыбок в аквариуме. Подводный царь интересуется, узнают ли дети кого-нибудь из его подданных? Выслушивает ответы детей, хвалит их за правильные ответы и говорит, что есть у него очень древняя рыба, о которой он хочет рассказать. Он в самом омуте живет, Хозяин глубины, Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. Подводный царь показывает иллюстрацию и рассказывает, что сом - одна из крупных рыб, ее вес достигает 300 кг (если взвесить всех детей группы, то они вместе будут весить столько же, сколько один большой сом). Внешне сом не красавец, и люди его почему-то всегда боялись - наверное, потому, что он хищник - съедает все живое, что может проглотить, в основном рыбу, но может схватить лягушку и даже утку. Голова у него большая, сплющенная (по форме похожа на лопату), с торчащими по бокам глазами, широченным ртом и свисающими по бокам двумя длинными усами. Тело черное, гладкое и очень скользкое. Охотится сом по ночам, медленно пробираясь среди коряг; зубы у него мелкие, но острые, и их очень много - добыче никак не ускользнуть. Подводный царь заканчивает свой рассказ и предлагает детям рассмотреть маленького сомика, который живет в аквариуме. Этот сомик миролюбив, его можно смело пускать в аквариум с другими рыбами. Он любит укрытия, целыми днями роется в грунте, отыскивая остатки еды. За это его называют санитаром. Почему? (Не дает портиться пище, вода остается прозрачной и чистой.) Затем Подводный царь предлагает рассмотреть другие диковины своего царства, но дети должны отыскать их сами. Подводный царь предлагает наборы `Сложи узор` и образцы заданий на морскую тему (подводный фонарь, золотая рыбка, краб, морская звезда и др.). Дети выполняют задания. В заключение Подводный царь предлагает детям найти клад по предложенной карте. `Где спрятаны сокровища?` Дети определяют по плану, где находится шкатулка с драгоценностями, находят ее, открывают и любуются красивыми камешками и ракушками. Подводный царь дарит детям камешки и ракушки на память. Прощаясь с детьми, Подводный царь напоминает, что в морях живут животные, не похожие на обитателей суши. Они устроены так, чтобы жить в воде, без нее они погибают. Царь просит бережно относиться к водным обитателям, охранять их и их дома: реки, озера, моря. Надежда Демкина, воспитатель |