Нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма? Установлено, что методика обучения детей безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональным возможностям учащихся. Ее использование приводит к нарушению психофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою очередь, ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенка гипоксию. Вообще на начальных этапах письмо по определению не может быть безотрывным. Связным - да. Но не безотрывным. Даже при сформированном навыке один пишущий будет связывать в единое целое два элемента, другой - три. Это зависит от механизмов темповой организации деятельности каждого человека. Один говорит быстро, у другого в речи после каждого слова - пауза. Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему можно даже не обсуждать. В дошкольном возрасте вообще категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности. Формирование навыка письма - это сложнейший и длительный биологический процесс. Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение костей запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, он оказывается не готов к письму в шесть, в семь и даже в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить. Но учить нужно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка. А что это значит?
Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму - процесс длительный. Во-вторых, для того чтобы начинать собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так называемых `письменных` букв, нужен достаточно длительный предактивный период, то есть период подготовки. И этот период подготовки в школе должен включать как минимум 30 занятий. Прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать ровную линию, прямую линию, наклонную линию, овалы. Он должен научиться работать в строке. (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадобится.) Должен научиться зрительно дифференцировать элементы печатных букв. В педагогической литературе мы часто встречаем советы: тренируйте у детей мышечное чувство, и у них не будет сложностей при обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиологии! До 9 лет мышечное чувство, или, как физиологи говорят, кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи потов - это не даст желаемых результатов. Утверждение, что чем больше ребенок выполняет технических упражнений, например, много штрихует, тем легче ему потом научиться писать совершенно ложное утверждение. К письму в гораздо большей степени готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы. Потому что кинестетический контроль, как я уже сказала, включится в работу только к девяти годам. А до этого ребенок при письме опирается только на зрительный контроль: `Дошкольное образование` |