Для многих учителей и родителей умение читать к первому классу является основным показателем готовности ребенка к школе. И по большей части такие родители и учителя занимаются самообманом. Проверка чтения при приеме в школу проводится обычно на коротких словах - из трех, максимум четырех букв. Так ведь это не настоящее чтение, а квазичтение: ребенок не читает слово, а узнает его. Через полгода обучения в первом классе учитель удивляется: `Пришел читающий, а теперь сидит, гадает, что здесь написано, или с трудом слово по слогам разбирает!` Так ведь его не подготовили к чтению, а учили запоминать некоторое количество слов. Что это как не торможение развития навыка чтения? В чем же заключается подготовка ребенка к чтению? В комплексном развитии. Это подразумевает,
во-первых, развитие фонематического слуха, во-вторых, развитие артикуляции. Артикуляционная гимнастика не менее важна для ребенка, чем фонематические упражнения. Еще нужно заниматься развитием зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Но не собственно чтением. Если ребенок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать. `Техника чтения` включает в себя свободное, хорошо интонированное чтение текста, который ребенок понимает. Пока навык не сформирован, нельзя требовать от ребенка быстрого чтения. Скорость чтения ограничена индивидуальными способностями человека к артикуляции лицевых мышц. Она у всех разная. Кроме того, скорость чтения обычно проверяется, когда ребенок читает вслух. А ведь действительно, быстрое чтение - то чтение, которое нужно человеку в дальнейшем, - это чтение `про себя`. Ему мы не учим, на него не обращаем внимания. Учителя, требуя быстрого чтения вслух, невольно заставляют детей фиксировать внимание на движениях губ. И вот потом сидят в метро взрослые люди и, читая, шевелят губами. Для детей первого класса никаких нормативов, сколько слов в минуту он должен читать, не существует. Для детей второго класса тоже. К концу четвертого класса нормальная скорость чтения - 80-90 слов в минуту. Но это все очень относительно. Один ребенок в начале года читал со скоростью 20 слов в минуту, а в конце - со скоростью 40 слов. На сколько процентов увеличилась скорость его чтения? А другой в сентябре читал со скоростью 60 слов в минуту, а в апреле - 70 слов в минуту. Его `скоростной прирост` ниже. Это о чем говорит? О том, что у первого ребенка темпы обучения выше. Важен только этот показатель эффективности формирования навыка у каждого ребенка, но не средний показатель техники чтения. При этом необходимо помнить, что темп-деятельность - это индивидуальная особенность нервной системы человека. При чтении следует обращать внимание на интонацию, на связность слов и предложений, на выразительность чтения. А то они читают, захлебываясь, - торопятся выдать 120 слов в минуту! Нужно, чтобы они не губками шевелили быстро, а понимали то, что читают. Понимание текста - это и есть основной критерий чтения. А если вы хотите, чтобы человек научился красиво читать, учите его этому. К третьему классу нужно учить детей читать `про себя`, а чтение `про себя` прежде всего требует снятия артикуляции. Иначе оно не будет быстрым. Навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный процесс, связанный с определенным психофизиологическим механизмом различения каждого знака. Ребенка нужно учить узнавать букву - целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр. И они очень важны для развития навыка чтения. А технология `плохо пишет - надо больше писать` и `плохо читает - надо больше читать` ничего, кроме вреда, не приносит. `Дошкольное образование` |