Ты переполнил чашу моего терпения! Это последняя капля!
Как часто вы в гневе произносите эти слова. Всегда ли они понятны детям и что должно последовать за ними? Вы позволите своему гневу вылиться наружу? Пообещаете безрадостное времяпрепровождение в одном из близлежащих углов? Или в очередной раз эти слова станут пустым сотрясением воздуха?
А может быть, для начала надо попытаться объяснить детям, что, собственно, вы имеете в виду? Что это значит - `переполнить чашу последней каплей`? И не словами, которые надоели ребенку и которые он уже благополучно научился игнорировать, а, например, при помощи: опыта.
Для этого вам понадобятся:
Две небольшие емкости. Одна - произвольной формы и размера. Другой может стать баночка из-под йогурта, небольшой стаканчик или рюмочка вместимостью 50-100 мл.
Крышка для консервирования или розеточка с достаточно широким донышком (она заменит чашку Петри, которую обычно трудно обнаружить в домашнем хозяйстве).
Обыкновенная (но чистая) пипетка.
Хорошо, если бы рюмочка или стаканчик были из тонкого материала, без утолщения по верхнему краю, какое бывает у баночек из-под майонеза. Желательно, чтобы они имели цилиндрическую форму, без сужения или расширения.
Предложите ребенку наполнить емкости водой: первую - произвольно, а рюмочку или стаканчик - так, чтобы до края осталось примерно 0,5 см.
Последняя емкость помещается в перевернутую на манер блюдечка крышку или розетку (чашку Петри).
А дальше надо взять пипетку и, не торопясь набирая в нее воду из первой емкости, по каплям добавлять во вторую - в ту, где, казалось бы, до края осталось совсем немного.
Драматургия действия целиком зависит от вас. Пока ребенок выдавливает капли из пипетки, вы можете:
наблюдать процесс молча;
комментировать происходящее умными фразами о волновых явлениях на поверхности воды;
приговаривать: `Стаканчик, мой хороший - это мое терпение. А водичка - это твои дурные поступки. Вот так они накапливаются - капля за каплей. Посмотри, как много нужно капель, чтобы стаканчик наполнился!`
Ребенок капает. Вы приговариваете или молчите. Продолжается это довольно долго. Быть может, пять минут или даже семь. Здесь очень важно и вам, и ребенку быть последовательными и настойчивыми, чтобы довести процесс до необходимого результата - до той самой капли, которая окажется последней.
Чем ближе долгожданный момент, тем больше возрастает нетерпение и невозможность дождаться конца эксперимента. Кажется, вот она, последняя капля! Ан, нет - еще не конец: вода горбится, нависает над краями рюмочки, но все-таки остается внутри!
Вдруг одна из очередных капель нарушает ставшее уже привычным равновесие, и вода устремляется за пределы стаканчика. (Вот зачем нужна была чашка Петри!)
В этот момент вы в соответствии с выбранной вами манерой поведения:
как и прежде, храните молчание, оставляя ребенка наедине с его эмоциями и мыслями по поводу происходящего;
произносите заранее заготовленную наукообразную фразу о силе поверхностного натяжения, тем самым еще раз блеснув перед ребенком своей эрудицией;
восклицаете: `Вот так последняя капля переполняет чашу моего терпения!`
Убирая `лабораторное` оборудование, обратите внимание на количество воды, бурным потоком выплеснувшейся из стаканчика. И это - из-за какой-то малюсенькой капельки, добавленной в емкость ничего не подозревавшим ребенком! А ведь размеры вашей внутренней `рюмочки` ему неизвестны. Как, впрочем, и вам самим:
Дмитрий Добротин,
Марина Аромштам,
`Дошкольное образование` |