3. Диагностические критерии СДВГ Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок. Особенности поведения:
появляются до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности; не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами и психопатиями; вызывают психологический дискомфорт и дезадаптацию; наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех этих проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме. Невнимательность Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.: 1) Неспособность сосредоточиться на деталях. 2) Ошибки по невнимательности. 3) Неспособность вслушиваться в обращенную речь. 4) Неспособность доводить задания до конца. 5) Низкие организаторские способности. 6) Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения. 7) Потери необходимых предметов при выполнении задания. 8) Отвлекаемость на посторонние раздражители. 9) 3абывчивость. Гиперактивность и импульсивность Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.: 1) Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п. 2) Вскакивает с места без разрешения. 3) `Влезает` в разговор старших, занятия других детей. 4) Не может играть в тихие игры, отдыхать. 5) Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. 6) Не может дождаться своей очереди. Дополнительные признаки: нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации; эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам); нарушения отношений с окружающими вследствие `плохого поведения`; парциальные задержки развития при сохранном интеллекте; нарушения сна. 4. Рекомендации для родителей и педагогов Чтобы предупредить социальную и школьную дезадаптацию, с расторможенностью ребенка необходимо бороться еще до того, как он научится ходить, четко разграничивая целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Поскольку врожденные особенности нервной системы не позволяют ребенку обуздать избыточную двигательную активность, ее надо четко направлять и организовывать с раннего возраста. Именно организация двигательной активности является фундаментом обуздания расторможенности. Вся организация деятельности гиперактивного ребенка (игровой, трудовой, учебной и т.п.) осуществляется как бы на бегу, что требует значительной самоотдачи от педагогов и родителей. Таким детям очень полезно заниматься ритмикой, хореографией, танцами. Очень полезно играть с ребенком в спортивные игры с правилами (кроме травматичных видов), поскольку они требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для такого ребенка буквально спасение, так как при этом происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. И так должно быть до тех пор, пока целенаправленная активность не станет привычкой. Когда ребенок устал от беготни, его следует сажать с собой за стол, занимая делом в соответствии с возрастом. При этом давайте ребенку только одно задание, чтобы он смог его завершить. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Он может строить, конструировать, лепить, рисовать и т.п. Пусть убедится, что эти занятия так же интересны, как и подвижная игра. Усидчивость постепенно станет для него привычкой. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Режим дня гиперактивного ребенка выстраивается таким образом, чтобы он не позволял ему слоняться без дела. Бесцельное времяпрепровождение необходимо не допускать и решительно пресекать.
|