Очень многие люди привычно жалуются на слабую память, плохое внимание, но никто не согласится признать, что у него плохое мышление. В чем же состоят особенности мышления по сравнению 6 остальными психологическими качествами и явлениями? Мышление вступает в действие в том случае, если человек встает перед нерешенной задачей, проблемой и должен непременно решить ее. Мышление приносит нечто новое, то, чего до сих пор не существовало (по крайней мере, в сознании ребенка) - новые связи, отношения между предметами. И эти новые результаты не могут быть получены только благодаря воспоминаниям или высокой сосредоточенности на предмете. Они требуют способности к обобщению, абстрагированию и конкретизации, то есть побуждают ребенка выделять самое главное, самое существенное в условиях задач и отбрасывать ненужное, второстепенное. В чем же заключаются возрастные особенности мышления дошкольника? Во-первых, оно конкретно. Ребенку легче сосчитать, сколько птичек в двух стаях, чем просто сложить два и три. Во-вторых, мышление ребенка ситуативно: он рассуждает здесь и сейчас, но не всегда может обобщить или сформулировать правило. В-третьих, мыслительные действия еще необратимы: ребенок может уметь складывать, но не умеет вычитать, понимает, что количество растет, но не знает, как его уменьшить или сохранить. В-четвертых, ребенок умеет принимать пока только свою позицию - думает, что все видят то же, что и он; что и время, и пространство отсчитываются от его положения (эту особенность называют детским эгоцентризмом). Так, для решения задачки-лабиринта ему необходимо мысленно "встать" на место персонажа, чтобы представить путь; ему трудно сказать, кто раньше родился, и т. д. Поэтому основные упражнения и задания этого раздела посвящены формированию способности к анализу и синтезу, умению устанавливать причинно-следственные связи, развитию пространственного воображения и находчивости. Нитка и клубок Игра для развития пространственного воображения и обратимости умственных действий Этот класс упражнений по имени известного швейцарского психолога носит название "задачи Пиаже". Возьмите две нитки одинаковой длины, предложите ребенку убедиться в том, что они действительно одинаковы. Пусть он сам измерит их, подержит в руках. Затем на его глазах смотайте одну из ниток в клубок. Задайте ребенку вопрос: какая из ниток длиннее? Обычно дошкольники указывают на ту, что размотана. В этом случае спросите ребенка: почему он так думает, что произошло с длиной нитки в клубке? Попросите ребенка размотать клубок и сравнить длину ниток. Убедился ли он в том, что, несмотря на форму, длина остается неизменной? Предложите ему другую подобную задачку. Покажите две полоски бумаги одинаковой длины и на его глазах сложите одну из них в гармошку. Спросите ребенка: какая из полосок длиннее? Следующая - воздушный шарик. Сожмите шарик в руках, изменив его форму. Задайте ребенку вопрос: больше в нем стало газа или меньше? Попросите объяснить ребенка свой ответ, каким бы он ни был. Придумай предложение! Игра для упражнения способности к синтезу и свободы речи Играть можно как вдвоем с ребенком, так и большой группой. Ведущий-взрослый называет слово и просит следующего игрока придумать предложение, в котором бы было это слово. Как приглашение к игре ему передается камешек. Хорошо, если ребенок может вспомнить строчку из сказки или стихотворения, но можно ограничиться и собственным творчеством. Например, ведущий называет слово "луна" и передает камешек ребенку. Тот отвечает: "Взошла луна на небосклон", - и называет свое слово: "ночь", одновременно передавая камешек по кругу Следующий игрок продолжает: "Ночь холодная настала" и т. д. Не обязательно следить за тем, чтобы предложения последовательно сочетались друг с другом, но можно ввести новое условие и составить всем вместе связный рассказ или сказку. Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых? Игра для развития навыков свободной речи, установления понятийных связей Играть лучше большой группой. Ведущий - взрослый или ребенок более старшего возраста - называет слово, а все остальные вспоминают слова, обозначающие почти то же самое, но слегка отличающиеся - синонимы (поскольку совершенно одно и то же не может быть названо разными словами). Например, ведущий называет слово: "Большой". Дети подбирают слова: "Огромный, громадный, колоссальный, крупный, гигантский". Затем задание меняется. Ведущий просит называть не синонимы, а другие-слова, описывающие тот предмет, который он называет. Например: "Лес". Дети добавляют: "Густой, дикий, темный, шелестящий, мелколиственный и т. д.). Победителем считается ребенок, назвавший больше слов, чем другие. С.К.Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова |