Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Важное и лишнее
<<назад

Очень многие люди привычно жалуются на слабую память, плохое внимание, но никто не согласится признать, что у него плохое мышление.

В чем же состоят особенности мышления по сравнению 6 остальными психологическими качествами и явлениями? Мышление вступает в действие в том случае, если человек встает перед нерешенной задачей, проблемой и должен непременно решить ее.
Мышление приносит нечто новое, то, чего до сих пор не существовало (по крайней мере, в сознании ребенка) - новые связи, отношения между предметами. И эти новые результаты не могут быть получены только благодаря воспоминаниям или высокой сосредоточенности на предмете. Они требуют способности к обобщению, абстрагированию и конкретизации, то есть побуждают ребенка выделять самое главное, самое существенное в условиях задач и отбрасывать ненужное, второстепенное.

В чем же заключаются возрастные особенности мышления дошкольника?

  • Во-первых, оно конкретно. Ребенку легче сосчитать, сколько птичек в двух стаях, чем просто сложить два и три.

  • Во-вторых, мышление ребенка ситуативно: он рассуждает здесь и сейчас, но не всегда может обобщить или сформулировать правило.

  • В-третьих, мыслительные действия еще необратимы: ребенок может уметь складывать, но не умеет вычитать, понимает, что количество растет, но не знает, как его уменьшить или сохранить.

  • В-четвертых, ребенок умеет принимать пока только свою позицию - думает, что все видят то же, что и он; что и время, и пространство отсчитываются от его положения (эту особенность называют детским эгоцентризмом). Так, для решения задачки-лабиринта ему необходимо мысленно "встать" на место персонажа, чтобы представить путь; ему трудно сказать, кто раньше родился, и т. д.

    Поэтому основные упражнения и задания этого раздела посвящены формированию способности к анализу и синтезу, умению устанавливать причинно-следственные связи, развитию пространственного воображения и находчивости.

    Нитка и клубок

    Игра для развития пространственного воображения и обратимости умственных действий
    Этот класс упражнений по имени известного швейцарского психолога носит название "задачи Пиаже".
    Возьмите две нитки одинаковой длины, предложите ребенку убедиться в том, что они действительно одинаковы. Пусть он сам измерит их, подержит в руках. Затем на его глазах смотайте одну из ниток в клубок. Задайте ребенку вопрос: какая из ниток длиннее?

    Обычно дошкольники указывают на ту, что размотана. В этом случае спросите ребенка: почему он так думает, что произошло с длиной нитки в клубке? Попросите ребенка размотать клубок и сравнить длину ниток. Убедился ли он в том, что, несмотря на форму, длина остается неизменной?
    Предложите ему другую подобную задачку. Покажите две полоски бумаги одинаковой длины и на его глазах сложите одну из них в гармошку. Спросите ребенка: какая из полосок длиннее?
    Следующая - воздушный шарик. Сожмите шарик в руках, изменив его форму. Задайте ребенку вопрос: больше в нем стало газа или меньше? Попросите объяснить ребенка свой ответ, каким бы он ни был.

    Придумай предложение!

    Игра для упражнения способности к синтезу и свободы речи
    Играть можно как вдвоем с ребенком, так и большой группой. Ведущий-взрослый называет слово и просит следующего игрока придумать предложение, в котором бы было это слово. Как приглашение к игре ему передается камешек. Хорошо, если ребенок может вспомнить строчку из сказки или стихотворения, но можно ограничиться и собственным творчеством.
    Например, ведущий называет слово "луна" и передает камешек ребенку. Тот отвечает: "Взошла луна на небосклон", - и называет свое слово: "ночь", одновременно передавая камешек по кругу Следующий игрок продолжает: "Ночь холодная настала" и т. д. Не обязательно следить за тем, чтобы предложения последовательно сочетались друг с другом, но можно ввести новое условие и составить всем вместе связный рассказ или сказку.

    Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых?

    Игра для развития навыков свободной речи, установления понятийных связей

    Играть лучше большой группой. Ведущий - взрослый или ребенок более старшего возраста - называет слово, а все остальные вспоминают слова, обозначающие почти то же самое, но слегка отличающиеся - синонимы (поскольку совершенно одно и то же не может быть названо разными словами).
    Например, ведущий называет слово: "Большой". Дети подбирают слова: "Огромный, громадный, колоссальный, крупный, гигантский".

    Затем задание меняется. Ведущий просит называть не синонимы, а другие-слова, описывающие тот предмет, который он называет. Например: "Лес". Дети добавляют: "Густой, дикий, темный, шелестящий, мелколиственный и т. д.).
    Победителем считается ребенок, назвавший больше слов, чем другие.






    С.К.Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова

  •  
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru