Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Откуда берется агресcивность?
<<назад

Жалобы на то, что ребенок дошкольного возраста ведет себя агрессивно, психологи слышат от родителей и воспитателей чаще, чем какие-либо другие. Однако попытки уточнить, в чем же конкретно выражается агрессивность маленьких детей, приводят иногда к неожиданным ответам - "Утащил у бабушки очки", "Без разрешения играл в компьютерную игру и отказывался прекратить", "Обозвал сестренку дурой", "Отказался поцеловать тетю, которая давно его не видела".

Ни один из перечисленных примеров не подходит под определение агрессивного поведения, которое мы понимаем как немотивированное нанесение ущерба социальному и предметному миру. Это означает, что ребенок стремится ломать предметы, портить вещи, ссориться с окружающими не оттого, что претерпел обиду, связанную с ними, а по причинам чисто внутренним, с этими людьми и предметами не связанным.

Причем рационального объяснения такого поведения родители не могут вывести из конкретных ситуаций. Конечно, важно иметь в виду, что, помимо агрессивного поведения (того, что открывается объективному наблюдению), существуют также агрессивные представления и переживания, однако сейчас речь идет не о них.

Понятно, что, по мере того как человек растет, разрушительная сила его агрессивности также увеличивается, "подпитываясь" возможностями достатка и социального статуса (многие проблемные подростки, например, отдают в своих профессиональных склонностях профессиям, связанным с возможностью иметь оружие). Но и в дошкольном возрасте человек все же имеет некоторые возможности для разрушительного влияния на окружающую среду.

Откуда же берется агрессивность у "цветов жизни"?

Мы предполагаем, вслед за многими исследователями, что ее источником у детей дошкольного возраста является эмоциональная нестабильность ребенка, сложившаяся под влиянием воспитательного стиля в семье. Не имея возможности ответить в полной мере на поступки старших, переживаемые ребенком как несправедливые, недобрые, он направляет свою агрессивность на другие объекты, более безопасные для ребенка, чем взрослый - других детей или менее защищенных родственников (например, бабушку, младшего брата), животных, растения, просто неодушевленные предметы.

Чем более жесткими являются требования, предъявляемые к ребенку дома, тем более агрессивным он, по-видимому, будет в своем поведении. Именно это положение было первой гипотезой нашего исследования, проведенного в одном из московских детских садов. Мы опросили родителей, как принято наказывать детей в семье и что они считают приемлемой мерой воздействия. Все ответы были разделены на две группы (подумайте, к какой из них вы могли бы отнести и себя). Если ответ родителей был примерно таким: "Я шлепаю, ставлю в угол, лишаю того, что любит ребенок, запираю в комнате", то это мы относили к жестким проявлениям наказания. Если же родители старались не реагировать на "неправильное" поведение ребенка или убеждать его, переключать на другие действия, то это мы относили к мягким мерам воздействия на детей.

Что же показали результаты статистической обработки?

Оказалось, что и впрямь, агрессивность детей выше в тех семьях, где придерживаются жестких форм наказания. Однако не всех детей - а только девочек. Агрессивные вспышки у мальчиков проявляются в равной степени во всех семьях, независимо от форм наказания. Это значит, во-первых, что девочек жестко наказывать опасно - то зло, которое они получают от взрослых, они незамедлительно вымещают, "отреагируют", как это называют профессионалы, в любой пригодной для этого ситуации. Во-вторых, мальчиков наказывать жестко бессмысленно - это практически не влияет на их поведение, которое в гораздо большей степени, чем у девочек, определяется внутренними причинами.

А вот привести к появления неврозов - страхов, заикания, энуреза - жесткое наказание может и у мальчиков, и у девочек. Так что следующий вопрос касается уже агрессивности взрослых - следует хорошо подумать о том, что вас раздражает в семье или вне дома, и направить вашу собственную агрессивность к тому источнику, который ее породил.

Что же еще может влиять на агрессивное поведение детей? Быть может, как это нередко бывает и у взрослых, ее порождает не недовольство другими, а недовольство самим собой, отсутствие любви к самому себе, право на которую не подтверждается эмоциональным отношением со стороны родителей - лаской, похвалой, добрым словом или жестом?

Вторая гипотеза о причинах детской агрессивности состояла в том, что ребенок живет в обстановке так называемой эмоциональной депривации ( от английского deprive - лишать), т.е. его не наказывают, но при этом никак не поощряют. А ведь именно активное поощрение является подтверждением самого факта существования ребенка как личности, как ценности, как значимого явления в жизни семьи.

Для проверки этой гипотезы мы опросили родителей относительно того, какие формы поощрения используются в семье, а точнее, за что. И вновь разделили их на две группы. К первой мы отнесли тех, кто хвалит ребенка только за видимые достижения - за то, что он что-то выучил, совершил добрый поступок, научился зашнуровывать ботинки, налил собаке в миску воды и т.д. Во вторую группу попали те родители, которые не ограничивают себя в выражении своего восхищения ребенком - как при наличии повода, так и вообще без причин, просто за то, что он такой хороший, что он у них есть, что им гордятся и радуются, даже если он не совершает никаких подвигов.

Анализируя результаты, мы многому удивлялись. Связь между отсутствием постоянного эмоционального поощрения и агрессивностью оказалась значительно более прочной, чем мы ожидали, причем это относилось как к мальчикам, так и к девочкам, хотя девочки все же чувствительнее и к форме наказания, и к отсутствию поощрения. Безэмоциональность родителей, душевная пустота, в которой живет ребенок, оказывается гораздо более сильным стимулятором агрессивности, чем суровой наказание - над этим выводом стоит задуматься многим!

Значит, ребенок может пережить, если его строго, иногда несправедливо наказывают, потому что при этом его все-таки замечают, выделяют как фигуру из фона обычной семейной жизни. Если же он не получает немотивированного поощрения, это воспринимается и переживается как неподтверждение его существования вообще, что субъективно оказывается самым сильным наказанием. Все сказанное, кстати говоря, относится и к нашим взрослым родственникам - ведь в душе у каждого живет маленький ребенок.

Итак, постараемся внимательно посмотреть на тех, кто рядом с нами, вспомним о том, что невнимание есть наказание, и как пел всеми любимый Булат Окуджава, "Давайте говорить друг другу комплименты!".






Софья Нартова-Бочавер

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru