правильно ли развивается ребенок; здоров ли он эмоционально; соответствует ли норме то, как он говорит и как думает; нормально ли ест, спит, ведет себя в школе; правильно ли общается со сверстниками и взрослыми. Многие родители, обеспокоенные поведением ребенка, прежде всего обсуждают эту проблему с близкими, друзьями, затем с участковым или школьным врачом, который, в свою очередь, направляет их к специалисту. Психолог, внимательно выслушав родителей и поговорив с ребенком, определяет: длительные факторы, приводящие к развитию - или, наоборот, к предупреждению - проблем ребенка; возникшие недавно причины, которые усугубляют трудность ситуации; факторы, приводящие к закреплению проблемы; состояние здоровья ребенка; насколько учеба в школе соответствует его социальному и эмоциональному развитию. Американские психологи считают, что поводов для беспокойства нет, если ребенок получает удовлетворение от: учебы и труда; взаимоотношений в семье; общения с друзьями; игр, соответствующих его возрасту. Основываясь на своих выводах, психолог может: успокоить родителей, объяснив, каким способом скорректировать нормальное развитие и сделать воспитательную тактику более эффективной; предложить ребенку или родителям образовательную программу, которая улучшит процесс развития; провести несколько коротких консультаций для ребенка с не очень серьезными психологическими проблемами и его родителей, а также в тех случаях, когда в семье сложилась напряженная атмосфера или если у ребенка сложный характер; если в ходе обследования у ребенка будет выявлено психическое заболевание, порекомендовать, куда обращаться для специального лечения. Вера Исаева, психолог Надежда Рыжова, дефектолог |