Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью.
Изображение нитью, или изонить, - так называется этот вид деятельности. Достоинство его в том, что рисунок нитью выполняется быстро и аккуратно с первого раза. Да и фантазии есть где `разгуляться`. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, декоративное панно и даже оформить элементы одежды.
Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные нитки - швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. Все это всегда есть в любой семье.
Для занятий потребуются:
картон, бархат, бумага;
нитки: ирис, мулине, швейные;
игольницы с иголками;
линейка;
простой карандаш;
циркуль. (Хотя в учебных пособиях советуют для прокалывания отверстий пользоваться шилом, но я считаю, что это для детей дошкольного возраста небезопасно. Поэтому на занятиях мы пользуемся циркулем.)
Занятия изонитью требуют системности в работе с детьми, а со стороны педагога - тактичности и непринужденности.
В процессе занятий дети познакомятся с основными геометрическими понятиями; научатся ориентироваться на листе бумаги, потренируются в развитии чертежных навыков.
Результат работы в технике `изонить` завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.
Прежде чем заняться с детьми изонитью, воспитателю сначала нужно самому освоить основные элементы работы в этой технике - научиться заполнять нитью угол, окружность, составлять из элементов узоры и композиции, следуя принципу `от простого к сложному`. По тому же принципу следует проводить занятия с детьми.
На первом этапе у детей возникают трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь воспитатель. На начальном этапе овладения техникой изонити я заранее готовила для детей иголки с нитками и сама делала разметку будущего рисунка на картоне.
Для быстроты вдевания нитки в иголку можно пользоваться нитковдевателем.
Длина нити на занятиях по нитяной графике имеет большое значение. Поэтому следует с самого начала учить детей заполнять фигуры одной нитью.
В качестве вспомогательного материала детям лучше предлагать бусины: в отверстия более мелкого бисера игла не всегда проходит свободно, поэтому этот процесс трудоемкий. Исключение составляют те случаи, когда дети сами настаивают на использовании этого материала.
Я не рекомендую предлагать дошкольникам в качестве фона ткань: лучше ограничиться работой на картоне. На ткани невозможно разметить отверстия для `шагов` иглы, и для детей дошкольного возраста нитяная графика на ткани может оказаться сложной. В результате может снизиться интерес к выполняемой работе, что очень нежелательно.
Как работать безопасно
Кружковое занятие по нитяной графике
Тема: Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы, циркуль).
Цель: Познакомить детей с техникой безопасности в работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью.
Оборудование: ножницы, игла, циркуль, линейка, карандаш, иллюстрации, сундучок.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется `Волшебный сундучок`.
Правила в этой игре такие: я загадываю вам загадку. Если вы правильно ее отгадаете, я достаю из сундучка соответствующий инструмент, которым мы будем пользоваться на занятии, и рассказываю, какие правила нужно выполнять, чтобы с этим инструментом не поссориться.
Загадки об иголке
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Конь стальной - хвост льняной.
На всем теле - только одно ухо.
Бежит свинка - золотая щетинка.
Носочек стальной, а хвостик льняной.
Правила пользования иглой
1. Хранить иглу только в игольнице и с ниткой.
2. Нельзя ронять иглу на пол.
3. Передавать друг другу только тупым концом вперед.
4. Нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту.
5. Нитку нельзя откусывать зубами.
Загадки о ножницах
Инструмент бывалый -
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет.
Смотрите, мы раскрыли пасть -
В нее бумагу можно класть,
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
Правила пользования ножницами
1. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
2. Передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед.
Загадка о карандаше
Умный Ивашка,
Деревянная рубашка,
По листу пройдет-коснется,
Там след остается.
Правила пользования карандашом
1. Карандашом мы отмечаем те точки, которые в дальнейшем будем прокалывать.
2. Карандаш нельзя ронять на пол, так как он будет часто ломаться.
Загадка о линейке
Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(В.Берестов)
Правила пользования линейкой
C помощью линейки мы будем учиться проводить линии.
Загадка о циркуле
Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.
(В.Берестов)
Правила пользования циркулем
Это особый инструмент. На одном конце у него - игла, на другом - карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша.
Нарисуем нитью угол
Кружковое занятие по нитяной графике
Тема: заполнение нитью угла.
Цели: познакомить детей с выполнением одного из основных элементов изонити - заполнением угла; закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.
Оборудование: демонстрационный материал; инструменты для работы в технике `изонить`; на листах картона, на которых предстоит работать детям, начерчен угол, размечены точки для вышивания (каждая точка пронумерована).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться выполнять один из основных элементов изонити - заполнение угла. Посмотрите на ваши картонки. На них начерчен угол. На сторонах угла вы видите проколотые дырочки-точки. Около каждой точки стоит цифра. Обратите внимание, в каком порядке пронумерованы точки. (Педагог показывает на демонстрационном материале порядок нумерации точек.) Возьмите, пожалуйста, иголку с ниткой, и приступим к работе. Воткнем иголку в точку под ? 1 на одной стороне угла (показ). Теперь находим точку ? 1 на другой стороне угла, воткнем иглу в эту точку с лицевой стороны, выводим иголку на изнаночную сторону картонки. Теперь находим точку ? 2 рядом с той точкой, откуда вытянули нить. Воткнем иглу в эту точку. Далее проводим иголку в точку ? 2 на другой стороне угла - с лицевой стороны на изнаночную. Теперь находим точку ? 3 рядом с той точкой, откуда вытянули нить. (По мере выполнения детьми задания помогаю тем, кто затрудняется.) Все закончили? Проверьте, как работают Шарик и Мурка. Кто из них начинает работу правильно? (Педагог показывает детям картинки с изображением вышивающих Шарика и Мурки.) Молодцы! Вы хорошо усвоили выполнение основного приема изонити - заполнение угла.
Надежда Куклина,
детский сад N 54,
г. Йошкар-Ола |