Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко провел совещание, посвященное разработке Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года.
В нем также приняли участие Министр просвещения Сергей Кравцов, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, руководитель Росмолодежи Григорий Гуров.
Вице-премьер напомнил, что Президент Владимир Путин поручил Правительству совместно с Администрацией Президента и Российской академией наук представить проект Стратегии развития образования до 1 марта 2025 года. Сейчас идет активная работа над этим основополагающим документом.
Также заместитель Председателя Правительства подчеркнул важность совместной работы над Стратегией и Министерства науки и высшего образования, и Министерства просвещения, и Росмолодежи.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что первичный текст Стратегии развития образования планируется представить в начале января.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил, что вопросы подготовки Стратегии развития образования будут широко обсуждаться на заседании Российского союза ректоров 24–25 января 2025 года.
Минобрнауки России созданы рабочие группы, куда вошли представители высшей школы, научного сообщества, ведущих российских компаний и общественных организаций. Несмотря на определенную профильность каждой из групп, их работа строится в активном взаимодействии, подчеркнул Валерий Фальков.
Министр добавил, что Стратегия будет учитывать наработки пилотного проекта по обновлению системы высшего образования.Руководитель Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Григорий Гуров подчеркнул, что необходимо объедининить усилия всех ведомств, собрать вместе все меры поддержки и возможности для самореализации и воспитания молодого поколения.
В будущем в ходе проведения семинара-совещания в вопросы разработки Стратегии также будут подключены руководители региональных органов исполнительной власти, курирующие вопросы молодежной политики.
Лидеры рабочих групп доложили о первых итогах работы и обозначили темы для дальнейшего обсуждения.
Руководитель рабочей группы «Мнение будущего», студент РАНХиГС при Президенте РФ, председатель Совета по поддержке молодежных инициатив при Росдетцентре Никанор Толстых рассказал, что группа выстраивает взаимодействие с активными школьниками, а также вовлекает в свою деятельность всех детей, вне зависимости от их участия в проектах молодежной политики. Он представил систему вызовов, стоящих перед группой, в том числе касающихся цифрового образования, учебной инфраструктуры, воспитательной работы и ученического самоуправления.
Руководитель рабочей группы «Высшее образование», ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский отметил, что члены группы изучили наиболее востребованные направления в вузах среди студентов, уделили внимание научному компоненту в системе высшего образования, а также определили роль университета в обеспечении технологического суверенитета и реализации воспитательной работы.
Руководитель рабочей группы «Дополнительное профессиональное образование», ректор Казанского (Приволжского) федерального университета Ленар Сафин подчеркнул, что эксперты проанализировали сильные и слабые стороны системы дополнительного образования по результатам опросов населения. Он отметил, что группа выявила риски и вызовы, среди которых – запрос населения на подготовку по цифровым компетенциям, а также на освоение междисциплинарных программ.
Татьяна Васильева, проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», и Александр Молотков, и. о. директора Федерального института цифровой трансформации в сфере образования, доложили о работе группы, задача которой – подготовка текста Стратегии, они представили план разделов документа. В их число вошли анализ состояния и тенденций отрасли образования, цели и направления отрасли, выбор путей и методов достижения целей и система мониторинга.
Эксперты и представители образовательного сообщества собрали данные оценки качества и состояния системы российского образования и приступили к обсуждению образа будущего: какими в 2040 году должны быть школы, вузы, система дошкольного образования и какие изменения требуются, чтобы прийти к этому результату.