В ряде городов России, Украины и других стран постсоветского пространства в начале весны состоялись лекции Института изучения иудаизма Рора (JLI) в рамках шестидневного курса «На распутье: решение повседневных этических проблем». Курс включал в себя шесть встреч (проходили раз в неделю) по темам:
Родители;
Прощение;
Частная жизнь;
Честность;
Обязательства;
Благотворительность.
«Прощение – добродетель», - механически повторяем мы. Абстрактно эта концепция выглядит привлекательно. Но любой, кто испытал глубокую душевную боль, знает, что настоящее прощение бывает порой чрезвычайно сложной задачей. Почему я должен стремиться простить? Всегда прощать – это моральный императив? До какой степени прощение зависит от моих ощущений? Есть ли случаи, когда прощать неправильно? Кто нуждается в прощении? Кому оно идет на пользу – тому, кто причинил зло ближнему, или тому, кто стал жертвой несправедливости? Принято считать, что прощение – это милость, которую обиженный великодушно оказывает обидчику. Фред Ласкин, руководитель проекта «Прощение» Стэнфордского университета считает, что это не так. На самом деле, прощение – подарок, который человек делает самому себе. И больше, чем обидчик нуждается в прощении, обиженный нуждается в том, чтобы простить.
На занятиях случаи из реальной жизни рассматривались через призму практической мудрости еврейского закона. Ведущие побуждали участников вырабатывать свое мнение при возникновении неизбежных проблем морального выбора.
Как и предыдущие программы Института, курс «На распутье» был обращен к людям любого уровня знаний о еврейской традиции, включая тех, у кого еще нет никакого опыта еврейской учебы. Занятия могла посетить самая широкая публика, от участников не требовалось членства ни в какой синагоге или общине.
Занятия проходили в ряде городов России и Украины, а также в Алматы (Казахстан), Могилеве (Беларусь), Риге (Латвия), Таллинне (Эстония).