Формы государственного правления. 1. Монархии - государства, где власть принадлежит одному человеку и передается по наследству: а) абсолютные монархии - власть монарха ничем не ограничена (Бутан, Оман, Кувейт и др.); б) теократические монархии - глава государства является одновременно его религиозной главой (Ватикан); в) конституционные (парламентские) монархии - власть монарха ограничена парламентом, `монарх царствует, но не правит` (Великобритания, Норвегия, Япония и др.). Примеры стран с монархическими формами правления: Лихтенштейн (княжество - конституционная монархия), Испания (королевство - конституционная монархия), Люксембург (великое герцогство - конституционная монархия), Бахрейн (эмират - абсолютная монархия), Япония (империя - конституционная монархия). 2. Республики - государства, где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству; высшей государственной властью является выборный представительный орган, глава государства также избирается: а) президентские республики - президент имеет большие полномочия, возглавляет правительство (США, Бразилия, Аргентина и др.); б) парламентарная республика - правительство возглавляет премьер-министр, президент обладает меньшими полномочиями, чем в президентской республике (Италия, ФРГ, Индия и др.). Большинство государств в мире - республики. Форма государственного правления не определяет уровень экономического развития страны. Административно-территориальное устройство стран. 1. Унитарные - административно-территориальные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству (Франция, Великобритания, Израиль, Перу и др.). Большинство стран в мире - унитарные. 2. Федеративные - наряду с федеральными законами и органами власти существуют другие государственные образования (республики, штаты, провинции, кантоны и др.), имеющие определенную политическую и экономическую самостоятельность (Австрия, Бельгия, Федеративная Республика Нигерия, Швейцарская Конфедерация и др.). Административно-территориальное устройство страны обычно является результатом действия экономических, исторических, национальных, культурных и других факторов. |